ПЛАТОН, Левшин Петр Егорович - Страница 8

Был издан указ, где провозглашалось прощение всем раскольникам, «ныне укрывающимся в местах глухих или за пределами России». Отныне им, при возвращении к себе домой, гарантировалась безопасность. Скупые факты, повествующие о деятельности Платона при дворе, не раскрывают его внутреннего мира в новых условиях его жизни. Но исследователям доподлинно известно, что он не ограничивался выполнением официальных обязанностей. Петербург давал ему возможность общаться  с выдающимися людьми в области науки и культуры. Среди них были крупнейший меценат И.И. Шувалов, один из главных деятелей в области просвещения И.И. Бецкий, писатели А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, театральный деятель И.П. Елагин (кстати, один из виднейших тогда масонов). Их всех объединяла мысль о судьбах России, судьбах просвещения, о нравственном состоянии общества. Таким образом, силой обстоятельств, в расцвете сил, Платон оказался в самой гуще не только придворной, но и культурной и научной жизни, и везде ему было присуще деятельное начало. С годами наследник все меньше нуждался в духовной опеке. Быть может, и сам Платон примелькался ему со своими нравоучительными и обличительными речами. 12 октября 1770 г. волею императрицы он был хиротонисан в архиепископа Тверского с оставлением в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Оставлен он был и в должности законоучителя наследника и его невесты, а затем и первой супруги, Наталии Алексеевны (принцессы Гессен-Дермштадской Вильгельмины). Но после бракосочетания наследника его законоучительные обязанности закончились, и он уехал в Тверь. Правда, Платон еще подолгу будет пребывать в Петербурге в качестве духовного наставника первой, умершей, и второй супруги Павла (принцессы Вюртембергской Софии-Доротеи): он готовил их к принятию православия. Но все же главной и наиболее плодотворной станет его деятельность в качестве строителя русской церкви. Собственно, начало этому положила его деятельность в Троице-Сергиевой лавре, но, находясь при дворе, он там почти не бывал. Теперь Платон становится распорядителем церковной жизни целой епархии. После пожара в 1763 г. вся тверская епархия была в расстройстве. Секуляризация церковных владений существенно ухудшила материальное положение церкви в целом: сократились доходы, уменьшилось число монастырей. Ощутило ее и приходское духовенство – основная ячейка церковной жизни. Стесненное материальное положение рядового белого духовенства усугублялось обилием мелких приходов, где порой насчитывалось всего лишь несколько десятков прихожан. Скудость, темнота, чрезвычайно низкий профессиональный (а порой и моральный) уровень были характерными чертами большей части церковного притча. Церковь утеснялась и местной властью, прежде всего, помещиками. Например, поручик Болотов, посадив приехавшего к нему попа за стол и налив вина, стал ему подносить, а за отказ пить ударил в щеку, а потом бил палкой. Помещик оправдывался тем, что сельский поп должен ему во всем повиноваться, и что он имел право наказывать попа за «непослушание». Подобную картину мог видеть и новый тверской епископ в своей епархии. Кафедральный собор в Твери обветшал совершенно, безотрадной была и общая картина. Вступив в должность, Платон обратился ко всем жителям с «пастырским посланием», призывая соблюдать благочестие (когда-то адресованное двору, теперь стало наставлением для обитателей епархии). Послание было зачитано во всех церквах. Новый епископ обустраивал кафедру, сокращал приходы, уменьшал размножившееся число клириков, при назначениях на приходы давал предпочтение образованным кандидатам, улучшил состояние семинарии, привел в порядок консисторский архив. Платон управлял тверской епархией пять лет и, по общим отзывам, был образцом епархиального начальника: уничтожал взяточничество, сокращал число домовых церквей, приделов, клириков, учредил строгий надзор за духовенством и порядком церковной жизни через благочинных, заменивших поповских старост и заказчиков. В 1775 г. он издал «Инструкцию благочинным», которая надолго вошла в общее употребление. Благочинные ведали на местах церковным округом-благочинием; их-то и намеревался сделать Платон активными проводниками мер, направленных на улучшение всего церковного дела на местах.

 



 
PR-CY.ru