ПЕТР МОГИЛА - Страница 4

Петр Могила как раз после поставления в 1632 г. был не только утвержден в своем звании митрополита Кириллом Лукарисом, но и еще украшен его званием экзарха. Да и сотрудники его по созданию Киевской Коллегии (Исаия Козловский и Сильвестр Коссов) были питомцами римско-католической школы и толковали всю догматику, почти ничем не разнясь от латинства. Из-за и греческой отсталости в науке, вся эта когорта новых киевских богословов с Петром Могилой во главе, решила создать катехизическое изложение православных догматов с тенденцией отмежевания от всякого протестантизма и с искренней, по их школьному закалу, римско-католической окраской во многих подробностях. Так появилась на свет вероисповедная книга «Православное Исповедание», которая в XVIII в., по подражанию Западу, стала называться впервые «символической книгой». Ее главным составителем был Исаия Козловский в постоянном контакте с митрополитом Петром Могилой, который и собрал в 1640 г. в Киеве Собор для рассмотрения и принятия этого вероизложения. Было немало возражений против предложенных формулировок, усвоенных от латинских школ: учение о чистилище, креационная теория происхождения человеческих душ, момент преложения евхаристических даров. Латинскую точку зрения открыто и горячо защищал митрополит Петр Могила. Через свое латино-римское формулирование и толкование церковных догматов он стремился окончательно отбросить протестантское, кальвинизированное понимание догматов. А оно в силу застарелого, острого отторжения греков от латинства и породило тогда эту острое восприятие кальвинизма у Кирилла Лукариса. Петра Могилу смущало, что именно этот патриарх, обнародовавший свое соблазнительное «Исповедание веры» в 1633 г., украсил его в 1627 г. званием экзарха и с готовностью благословил его на пост митрополита в 1632 г. Поэтому он спешил отмежевать себя и свою школу от этого греческого «падения». Петру Могиле было мало просто пойти за Константинопольским собором 1638 г., осудившим и Кирилла и его «Исповедание». Он спешил провести на Киевском соборе 1640 г. свое русское, облеченное в наукообразную форму, православное вероисповедание и этим доказать русскую богословскую зрелость перед греками, а не только наше вечное ученичество. После защиты своего вероизложения у себя в Киеве в 1640 г. Петр Могила представил его на просмотр и критику общевосточного совещания или собора 1642 г. в Яссах. Это совещание организовал друг Петра Могилы Валашский воевода Василий Лупулл. На совещании Киевское вероизложение подверглось строгой критике греческого богослова Мелетия Сирига (ум. в 1662 г.), учившегося в Италии, в Падуе. Мелетий внес свои исправления, изложил заново все исповедание на греческом языке и прислал в Киев Могиле для напечатания в Киеве. Но Могила в этом виде печатать его не захотел. Уже после его смерти этот греческий текст Мелетия Сирига напечатан в Голландии в 1667 г., и позднее, в 1695 г., с латинским переводом, в Лейпциге.

 



 
PR-CY.ru