ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Введено-Островский (Тихвинской и Лодейнопольской епархии Санкт-Петербургской митрополии), находится в посёлке Оять Лодейнопольского района Ленинградской области, на левом берегу реки Оять. Исследователи полагают, что название реки происходит от вепсского «ойя» – «ручей». Впервые Оятский монастырь упоминается в «Житии преподобного Александра Свирского» (род. в 1448 г.), написанном его учеником игуменом Иродионом (Кочневым) около 1545 г.: родители преподобного Александра, преподобные Сергий (в миру Стефан) и Варвара (в миру Васса), были «поселяне села, нарицаемого Мандеры» – «иже бе прямо Островского монастыря Пресвятыя Богородицы честнаго ея Введения». Стефан и Васса приняли здесь схиму. Это позволяет исследователям предположить, что первоначально в стенах Оятского монастыря существовали как женская, так и мужская община. В 1472 г. упомянут игумен Иоаким. В обители хранились железные вериги преподобных (утрачены) и Тихвинская (по иконографии – Грузинская) икона Божьей Матери «Одигитрия», перед которой они, по преданию, молились о даровании им сына. Эта резная раскрашенная икона (116,5×87 см) впоследствии находилась в местном ряду иконостаса монастырского Введенского собора. Есть источники, согласно которым она создана в первой половине XVI в. В 1796 г. почитаемый образ был поновлён, а затем украшен пеленой и жемчужным убрусом (пожертвованы сенатором Алексеем Ивановичем Корсаковым в 1811 г.), а также серебряно-позолоченной чеканной ризой весом более 27 фунтов (изготовлена в 1823 г. на средства столичного купца В.Н. Лемтюгина; все предметы утрачены). В 1937 г. икона поступила в Русский музей. Там же хранится и древняя икона с поясным изображением Николая Чудотворца, находившаяся, как полагают исследователи, у северных врат иконостаса. Согласно позднему источнику (конец XVII – XVIII вв.), «в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятой Богородицы… идеже отец и мати Александровы погребены», похоронены семь учеников преподобного Александра Свирского – преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корниий и Афанасий Островские. Архиепископ Сергий (Спасский) предполагал, что преподобный Игнатий мог быть основателем монастыря. Места захоронения этих святых утрачены к XIX в. Небогатый монастырь многократно разоряли интервенты. В самой ранней из дошедших до нас описей Обонежской пятины Новгородской земли 1582 г. указан «погост Введенский на Ояти, а ныне монастырь Введенский на Острову. А в нем церковь Богоявление Господне, да место церковное, что была церковь Верховных Ап. Петра и Павла. А церкви пожгли Немецкие люди и тово монастыря кельи и ограду и около монастыря. Да туто ж живут за полем в пустоши на острову на монастырской же земле поп черной Аркадей, да 5 старцов». При царе Иване IV Васильевиче Грозном Оятский монастырь имел жалованную грамоту на вотчины размером в две обжи и озеро Кайволахта (Кандалахта, Кадалахта, Кандальское) в устье реки Корелки, «на нижнем конце против Ояцких тонь».

 



 
PR-CY.ru