НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 5

В тёплой Сергиевской церкви Предтеченского «на горе» монастыря был деревянный «на красках» напрестольный крест, а на престоле придельной церкви во имя Дионисия Глушицкого лежал деревянный напрестольный крест в медном окладе. Исследователи полагают, что напрестольные кресты в храмах обители отличались размерами, что влияло на их наименования: благословенный крест мог быть несколько меньше и проще по исполнению, чем воздвизальный. Название «благословенный» могло применяться в документах к напрестольным крестам, которые были благословением родственников или правящего архиерея. Подобные деревянные кресты (довольно часто из привозной древесины, например, из синолоя) в серебряных окладах производились в архиерейских мастерских и служили дарами во время визитов по обширным диоцезам. Согласно приходо-расходным книгам новгородского Софийского дома, в 1548 г., в Пскове такие кресты дарил архиепископ Феодосий Новгородский. У благословенных напрестольных крестов могли быть отдельные прикреплённые или привинченные рукояти, благодаря которым их называли ещё и осеняльными, такие напрестольные кресты известны исследователям по описям XVII в. монастырей Русского Севера: Спасо-Каменного на Кубенском озере, Кириллова Новоезерского, Корнилиева Комельского. Напрестольный крест как элемент церковной службы содержал святые мощи, прежде всего, частицу Животворящего Креста. Уже в средневизантийское время кресты служили одним из распространённых видов ставротек. Древнейший вид подобных ковчегов-напрестольных крестов имеет шестиконечную форму. Одним из ранних считается крест императора Константина Великого в Ватопеде. Этот крест представляет собой сочетание разновременных элементов, и уже историки XIX в. признавали его памятником, созданным не раньше X в., повторяющим «славу» (состав вложений, форму и размеры) более древней святыни. Древнейшие кресты-ставротеки, служившие, как полагают исследователи, и напрестольными крестами, имели шестиконечную форму с удлинённой вертикальной балкой и сближенными верхней и средней перекладинами, т.е. воспроизводили крест Распятия с титулусом – табличкой над главой Христа, который как реликвия был обретён равноапостольной Еленой одновременно с Древом Креста Господня. Схожую форму имели и самые ранние кресты в Древней Руси домонгольского периода – крест Евфросинии Полоцкой 1161 г. (51х20,6 см), крест архиепископа Антония Новгородского (67,5х27 см). Византийские напрестольные кресты сохранились в Ватопеде (легендарный крест равноапостольного Константина Великого) и в кипрском монастыре Лефкара (каждый около 36 см), их размеры и форма показывают, что они могли лежать на алтаре или быть укреплёнными в алтарной преграде. Древнейшие напрестольные кресты (средневизантийские и русские домонгольские) – шестиконечные. В позднепалеологовский период в Византии напрестольныео кресты были уже восьмиконечными. В афонском монастыре Дионисиат сохранился напрестольный крест (36,2×18,6 см), вклад императрицы Елены Драгаш (Палеолог; ум. в 1450 г.), супруги императора Мануила II. Его серебряный позолоченный оклад включает чеканные лицевые рельефы и орнаментальные элементы. На лицевой и оборотной сторонах, по верхнему и боковым рукавам креста, укреплены по три цветных камня, их число символизирует Святую Троицу или напоминает о надписаниях в сегментах крещатого нимба Христа.

 



 
PR-CY.ru