НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ

НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ – предмет христианского богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого православного храма, название которого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От других типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определённой формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом напрестольного креста является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т.е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях некоторых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.). В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» Константинопольского патриарха Германа I (715–730 гг.), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизантийских сочинениях этого жанра напрестольный крест назван среди алтарной утвари: в сочинении «О святой церкви» архиепископа Симеона Солунского (до 1424 г.) короткая глава 13 посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест – как символы Христа, Его жертвенности. В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение напрестольного креста среди богослужебных предметов на престоле – сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей (его символическое значение, отмечено, что напрестольные кресты могут быть разного вида). При всём типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в Средние века не было точно определено. В церкви Святой Софии в Фессалонике алтарный крест (напрестольный крест) использовался в церковных процессиях, станциональных службах. Напрестольные отличаются от других храмовых крестов размерами, например, от выносных (запрестольных) или благословенных: в сохранившихся памятниках XII–XVIII вв. они достигают 30–50 см. Различия между типами креста и их наименованиями, применимыми и к напрестольному кресту, восходят к письменным источникам позднего Средневековья, материалам описей храмов, а также к традиционным названиям сохранившихся служебных крестов XVI–XVII вв. Среди напрестольных крестов различаются несколько типов. Это, прежде всего, воздвизальные, которые использовались для богослужений на праздник Воздвижения Креста Господня, а также на Крестопоклонной (третьей) неделе Великого поста, 1 августа и во время крестных ходов. Они отличались чуть большими размерами и, как правило, были наиболее богато украшены. Наряду с ними на престоле находились благословенные, или благословящие, кресты, которыми священники благословляли прихожан при отпусте. Разнообразие терминов, обозначающих те или иные функции предметов одного типа, отмечают и музейные учёные, которые занимаются исследованиями ризничных собраний русских храмов и монастырей и видов богослужебной утвари. Применительно к служебным крестам, которые сохранились в крупнейших средневековых ризницах Древней Руси, таких как ризница Троице-Сергиевой лавры, в документах XVII–XIX вв. исследователи встречают разные их наименования.

 



 
PR-CY.ru