МОТЕТ - Страница 5

В композиционно-техническом плане классический ренессансный мотет связан со сквозной (мотетной) формой и широким использованием имитационной полифонии. «Наследником» средневековых традиций стал мотет на cantus firmus – тенор, избавившийся от изоритмической организации, однако для истории жанра большее значение имели свободно сочинённые произведения. В них кристаллизуется текстово-музыкальная форма: каждой строке словесного текста соответствует самостоятельный по музыкальному материалу, относительно завершённый раздел композиции. Применение имитаций в мотетах второй половины XV в., в частности, Йоханнеса Окегема и Якоба Обрехта, не было регулярным. В мотетах Жоскена Депре разделы со сквозным имитационным развитием музыкального материала (строящиеся на постоянных перекличках голосов, идентичных в тематическом отношении) занимают прочное место, чередуясь с музыкой иного типа (например, моноритмического склада, с более или менее идентичным в ритмическом отношении движением голосов). Тотального господства имитационная техника достигает в творчестве Николя Гомбера, автора более чем 160 мотетов (около сотни из них написаны на пять и шесть голосов), написанных преимущественно на тексты псалмов. Во второй половине XVI в. получили распространение многохорные мотеты с количеством голосов от восьми и больше – как в Венеции, где ещё с начала века существовала традиция музыки для «разделённых хоров» («cori spezzati»), так и во многих других музыкальных центрах Европы, в частности, в Риме. Стремление к отчётливому и выразительному донесению словесного текста, отчасти стимулированное событиями религиозной истории (Реформация, обсуждение литургических проблем на Тридентском Соборе), определяет развитие мотета позднего Возрождения. По форме и технике письма произведения этого времени сближаются со светскими мадригалами: разница между жанрами выражается, прежде всего, в языке словесного текста (латинском или итальянском), а также в мере музыкальной экспрессии, допустимой по отношению к текстам разного содержания. Благодаря спросу на благочестивую музыку с итальянскими текстами расцветает жанр духовного мадригала (madrigali spirituali) – фактически мотета на народном языке. Исследователям известны случаи контрфактуры – публикации светских сочинений, перетекстованных в молитвы на латыни. Известнейший пример такой практики – три книги, изданные в начале XVII в. в Милане при поддержке кардинала Федерико Борромео; автор публикации Акилино Коппини в качестве основного музыкального источника использовал новаторские мадригалы Клаудио Монтеверди, в том числе послужившие причиной спора о так называемой второй практике (многолетней дискуссии болонского каноника Джованни Мария Артузи с братьями Монтеверди о правилах использования диссонансов и о стоящих за ними эстетических основаниях). Классиками этого периода развития жанра являются Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и Орландо ди Лассо. Дж. П. Палестрина – автор более 300 мотетов; между 1563 и 1584 гг. в Риме и Венеции вышли в свет семь его мотетных сборников.

 



 
PR-CY.ru