МОТЕТ - Страница 3

В XIV в. мотет распространяется за пределами французских земель, на севере Италии, в Венето, где благодаря влиянию местных традиций приобретает своеобразные черты. История итальянской ветви жанра восходит к сочинениям, приписываемым Маркетто Падуанскому, в том числе к трёхголосному мотету «Ave regina celorum», который содержит латинизированное имя автора в виде акростиха. Характерная черта средневекового итальянского мотета – тесная связь двух верхних голосов, одинаковых по тесситуре и функции в многоголосии; возникающие между ними имитации (в том числе в начале сочинения наподобие эха, что даёт возможность хорошо расслышать слова) восходят к популярной в то время качче. При этом изоритмическая техника итальянского мотета не столь сложная, как в произведениях французских мастеров. Большинство таких сочинений написано «на случай»; тексты носят хвалебный характер и нередко содержат имя особы, которой посвящён мотет: иногда оно названо прямо, иногда зашифровано в виде акростиха. В начале XV в. Иоанн Чикониа создаёт ряд важных для истории жанра сочинений: в одних наблюдается тенденция к использованию имитационной техники, в других отдаётся дань французской традиции, в которой был воспитан автор. Своеобразие английского средневекового мотета связано, среди прочего, с отказом от полиязычия, а иногда и от политекстовости. Тексты на латинском языке часто имеют духовный характер, притом что большинство английских мотетов создавались «на случай» или для торжественных церемоний. Помимо фрагментов литургических песнопений в теноре могли использоваться бестекстовые свободно сочинённые мелодии (pes). Применялась также характерная для английской светской полифонии техника обмена голосов. В XV в. понятие «мотет» существенно расширяется и утрачивает былую однозначность. Наряду с сочинениями, написанными в средневековой манере, в эту категорию попадают однотекстовые пьесы, не основанные на ритмически организованном теноре. Если в начале столетия мотеты создаются преимущественно на специально сочинённые слова (как и в XIII–XIV вв.), то к концу века композиторы предпочитают обращаться к старым, в том числе традиционным литургическим текстам. В некоторых случаях мотетами именуются любые полифонические произведения с участием голосов, включая многоголосные сочинения на тексты ординария мессы. Иоанн Тинкторс в трактате «Определитель музыкальных терминов» (около 1472 – 1475 гг.) характеризует мотет как «среднюю по размеру пьесу (cantus mediocris) на слова любого, но чаще всего божественного содержания», противопоставляя подобные произведения, с одной стороны, шансон (как пьесе небольшой по размеру, написанной, как правило, на любовные тексты), а с другой – мессе (крупному сочинению на тексты ординария). П. Кортезе в трактате «О кардинале» (1510 г.), обсуждая те же три жанровые категории, что и Иоанн Тинкторис, указывает на то, что мотетами дополняют обычные литургические песнопения и подбираются свободно. Джозеффо Царлино в четвёртой книге «Гармонических установлений» (1558 г.) провёл границу между псалмом как многоголосным богослужебным песнопением и мотетом на текст псалма: в последнем композитору нет необходимости соблюдать псалмовый тон и другие особенности традиционного одноголосного распева.

 



 
PR-CY.ru