МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ - Страница 4

Судья человеческого закона – это всегда человек или коллегия людей. Божественный закон (lex divina) регулирует действия христианина в перспективе вечного спасения или погибели. Он регламентирует все человеческие действия, даже те, которые не оказывают влияния на других людей (например, человек может мысленно прелюбодействовать, это так же нарушает божественный закон, как и открытый разврат). Божественный закон выражен в Священном Писании, состоящем из Старого, или Моисеева, закона (Ветхого Завета) и Евангельского закона (Нового Завета). Старый закон – это лишь часть Евангельского закона, т.е. предписания Ветхого Завета должны исполняться христианином только тогда, когда они соответствуют и не противоречат тексту Нового Завета (например, месть, одобряемая Старым законом, запрещена Евангельским и, следовательно, нарушает божественный закон). Марсилий Падуанский считал единственным верным способом толкования текста Священного Писания его буквальное понимание; аллегорическое и метафорическое толкование, противоречащее буквальному, является, по его мнению, ложным. Церковное Предание может содержать ошибки и, следовательно, не может служить неопровержимым аргументом для той или иной интерпретации библейского текста. Несмотря на это Марсилий Падуанский для доказательства своей точки зрения обильно цитировал общепризнанных церковных авторитетов (Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, католического святого Бернарда Клервоского и Петра Ломбардского). Наказание за нарушение божественного закона (т.е. за грех) обычно наступает после смерти христианина и лишь в редких случаях – ещё при его жизни. Судьёй божественного закона, по мнению Марсилия Падуанского, является только Бог (священники могут лишь указать на нарушение божественного закона); судить за нарушение божественных заповедей человек не может. Многие нормы божественного и человеческих законов повторяют друг друга, однако их санкции различны. Тот, кто нарушает человеческий закон, почти всегда нарушает и божественный, но не наоборот (например, убийство запрещено обоими законами, но мысленное прелюбодеяние является преступлением только божественного закона). На этом основании Марсилий Падуанский отрицал каноническое право (под которым он понимал декреты и декреталии папы Римского), поскольку оно, по сути, стало божественным законом с человеческой санкцией и человеческим судьёй. В рассуждениях о церкви Марсилий Падуанский создал идеальную картину взаимоотношения светских и духовных властей и предложил программу реформ, чтобы её реализовать. Центральной идеей Марсилия Падуанского было отрицание доктрины полноты власти Римского папы как в католической церкви, так и в сфере светских правителей (plenitudo potestatis). Современники крайне негативно восприняли представления Марсилия Падуанского о духовной власти. Был составлен список еретических заблуждений, содержавшихся в «Защитнике мира» и впоследствии осуждённых буллой «Licet juxta doctrinam»:

 



 
PR-CY.ru