МАТФИЙ - Страница 2

Попав в город людоедов, апостол Андрей освобождает Матфия и узников и отправляет их в безопасное место на берегу моря. «Деяния…» носили изначально символическо-полемический характер и не предполагали реальной локализации города людоедов, однако в их переделках и продолжениях он начинает обретать черты реальности. Согласно второй редакции актов, этот город называется Мирмена (в других версиях – Мерна), а попадает туда апостол Андрей из Амасии. В текст также добавлены поставление во епископа Платона и возвращение апостолов Андрея и Матфия в город людоедов для воскрешения утонувших, затем Андрей оставляет Матфия в Мирмене. В латинской традиции город людоедов называется Мирмидонией, а в восточной – Бейт-Кальбин (Дом собак), что связано с представлением о том, что у людоедов на плечах собачьи головы. С VI в. город людоедов отождествляли с Синопой или Иссулименом на южном берегу Чёрного моря. Продолжением второй редакции «Деяний Андрея и Матфия» стало «Мученичество Матфия», превратившееся из-за сходства имён в «Мученичество Матфея». Исследователи отмечают, что его начало сохранилось только в переработанном виде: несмотря на удачную проповедь Матфия в городе людоедов, его население сохраняет свой зверообразный облик, и Матфий удаляется на гору для сорокадневного поста и молитвы, после чего ему является видение рая. Дальнейшее повествование известно исследователям по нескольким спискам. Иисус Христос даёт Матфию жезл, апостол изгоняет бесов из жены царя Вульфагна Вульфагны, их сына Вульфандра и его жены Первы (имена варьируются в рукописях). Встретившись с епископом Платоном, Матфий вонзает жезл в землю у дверей церкви, который превращается в чудесное дерево с источником воды у корней, где Матфий крестит людоедов, приобретающих человеческий облик. Несмотря на ряд чудес и исцелений (в частности, прибитый к земле Матфий не сгорел в огне), Вульфагн пытался казнить Матфия, который, однако, умер своей смертью. Вульфагн приказал бросить железный ковчег с мощами Матфия в море, но тот не утонул, а приплыл к берегу. После этого царь уверовал во Христа и превратил свой дворец в мартирий Матфия. По воле явившегося Матфия при крещении царю и его сыну было дано имя Матфей, Вульфагне – София, а Перве – Фронесис. Матфий поставил царя пресвитером, его сына – диаконом, а женщин – «пресвитеридой» и диакониссой, предсказав, что после Платона епископами станут царь и его сын. Сокращенная и переработанная версия того же повествования излагается в «Мученичестве Матфия», сохранившемся на коптском, арабском и эфиопском языках (язык оригинала исследователям не известен). После причисления к 12 апостолам Матфий отправляется проповедовать по жребию в Дамаск, где местные жители пытаются сжечь его, но он остаётся невредимым. Крестив жителей, Матфий уходит из города и мирно умирает в иудейском городе Малаван. «Чудо Богоматери в Бартосе», сохранившееся полностью по-арабски и по-эфиопски и частично по-коптски (язык оригинала исследователям не известен), является независимой переработкой «Деяний Андрея и Матфия» (по мнению исследователей, второй редакцией).

 



 
PR-CY.ru