МАТФИЙ

МАТФИЙ (ум. около 63 г.) – апостол (память 9 августа; память в Западной церкви 24 февраля, 25 февраля в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота, предавшего Спасителя (Деян. 1:23, 26). Кроме самого события избрания о Матфии в Новом Завете ничего не сообщается. Более поздние предания относят его уже к апостолам от 70 (ср.: Лк. 10). Судя по всему, апостол Лука в рассказе об избрании Матфия вводит собственное понимание апостольства. Он относит Матфия к тем, кто были с Иисусом в период от Его крещения Иоанном Предтечей до Вознесения (ср.: Деян. 1:21), расширяя таким образом критерий отнесения ученика Иисуса к апостолам: им может быть не только свидетель воскресения Господа, но и ученик, который был с Иисусом во время Его земного служения. Последнее исследователи считают важным условием достоверности создаваемого в этот период евангельского предания. К «Церковной истории» Евсевия Кесарийского восходит предание, что Матфий, «причисленный к апостолам вместо Иуды», входил в число 70 учеников Спасителя. Недостаток сведений о Матфии привёл к тому, что некоторые раннехристианские церковные писатели пытались отождествить Матфия с Закхеем (очевидно, путая с апостолом Матфеем), апостолом Варнавой (очевидно, из-за смешения с апостолом Варсаввой Иустом), апостолом Варфоломеем («Тульмай» у Афраата; в сирийских переводах книги «Деяния святых апостолов» и «Церковной истории» Евсевия Кесарийского), Левием (со ссылкой на «Евангелие евреев») и др. Исследователи полагают, что с именем Матфия как «богоизбранного» ученика связывался энкратический апокриф «Предания Матфия» («Евангелие от Матфия»), известный исследователям нам по цитатам, сохранившимся у Клемента Александрийского: «Удивляйся существующему»; «Если бы согрешил сосед избранного, то согрешил и избранный, ведь если бы он вёл себя так, как побуждает Слово, то и сосед смирил бы свою жизнь так, чтобы не грешить». Исследователи полагают, что из того же апокрифа происходит и цитата: «Говорят, что и Матфий так учил: с плотью бороться и пренебрегать ей, не давая ей безнаказанного ничего для удовольствия, душу же взращивать через веру и познание». В некоторых апокрифах исследователи встречают краткое упоминание о Матфии. В одной из версий «Евангелия от Фомы» Матфий записывает слова Спасителя. В «Книге Воскресения от Варфоломея» Матфий подаёт Иисусу Христу на стол петуха, которому Тот даёт символическое толкование (впрочем, из дальнейшего текста следует, что под именем Матфия понимается апостол Матфей). Проповедь и кончина апостола Матфия описываются в ряде связанных между собой апокрифических деяний, у истоков традиции которых стоят «Андрея и Матфия Деяния», возникшие, как полагают исследователи, в середине IV в. Согласно им, Матфий отправляется в полученный по жребию удел – город людоедов, где его арестовывают и заключают в тюрьму, чтобы через тридцать дней зарезать. Матфий молится Христу, и Тот обещает послать ему на помощь апостола Андрея Первозванного. Спаситель является апостолу Андрею и велит идти к Матфию. Апостол Андрей сперва отказывается, но затем отправляется туда на чудесном корабле, которым управляет преобразившийся в кормчего Христос.

 



 
PR-CY.ru