МАТФЕЙ - Страница 4

В клейме слева – видение шествия бесов: Матфей сидит у кельи, правой рукой опирается на посох, левая (как на миниатюре в Радзивиловской летописи) поднесена к лицу, мимо в направлении слева направо (от святого) проходят бесы; за холмом видны монастырские строения. Справа – сцена в храме: Матфей взирает на беса, который стоит посреди церкви и бросает цветы на группу монахов. Во всех случаях Матфей изображён с нимбом, по сторонам фигуры на центральном изображении надпись: «Преподобный Прозорливый Матфей». Он одет в рясу, мантию, на голове куколь. На клейме со сценой в храме в состав облачения Матфея гравёр включил епитрахиль, указав таким образом на иерейский сан святого. Взятая за основу в издании «Патерика» 1702 г. гравюра мастера монаха Илии была переработана гравёром Леонтием Тарасевичем и композиционно, и стилистически в соответствии с требованиями новой эпохи с её стремлением к «живоподобию» (Киев, 1702 г.). Центральное изображение приобрело характер зарисовки из монастырской жизни: в отдалении на фоне Великой лаврской церкви видны фигурки двух монахов, слева – поросший кустарником и деревцами холм, в котором за закрытой дверью находится вход в келью святого. Матфей словно вышел из кельи, опираясь на посох в правой руке, он направляется влево, голова обращена назад. У ног преподобного – пара зайцев. Матфей – сурового вида старец с длинной клиновидной бородой, в глубоком остроконечном куколе, надвинутом по самые брови, в рясе и мантии, спадающих тяжёлыми складками; в правой руке держит чётки (надпись слева от головы: «Преподобный Матфей Прозорливый». Сцены видений расположены в соответствии с очерёдностью изложения в Житии, слева – видение в храме, справа – ход бесов. Изображение хорошо детализировано особенно в первом клейме: показано убранство храма с иконостасом, в котором отчётливо видны иконы местного ряда, резные царские врата, светильники; монашеская братия изображена в момент богослужения – иерей совершает каждение перед солеёй; в центре храма стоят две группы монахов, некоторые из них разговаривают, а бес осыпает цветами иноков (надпись: «Виде беса во образе Воина»). Образ Матфея угадывается в правой группе монахов только благодаря наличию нимба. Во втором клейме наиболее всего сохранена композиция первоначальной гравюры, но при этом акцентировано бесовское шествие, тогда как образ сидящего у своей кельи Матфея (с нимбом) показан в профиль, словно в тени строения (надпись: «Виде беса едущего на Свинье»). Близкий вариант этой гравюры, выполненный Яковом Кончаковским, вошёл в следующие издания Патерика (Киев, 1762 г.; то же – Киев, 1791 г.). Образ Матфея включён в ранние композиции Собора Киево-Печерских святых краткого их состава, известного по сказанию «О первых черноризцах Печерских» и Житий Патерика XVII в. Так, в композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» Матфей представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК»; 1643–1676 гг., ДМКДУ), а также на её иконописных повторениях: на иконах 1660 гг. из церкви Печерской иконы Божьей Матери в Угличе (Угличский историко-художественный музей) и 1686 г. из церкви в честь Тихвинской иконы Божьей Матери Рождественского монастыря в Ростове (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль») – полуфигура Матфея изображена в повороте влево на три четверти в чаше из листьев лозы, образующей справа границу среднего картуша с композицией «Первые святые земли Русской» (четвёртый снизу образ); на голове куколь, руки у груди, в правой – закрытый свиток, левая – в молении (надпись: «п. Матфей»).

 



 
PR-CY.ru