МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ГЕОРГИЕВИЧ - Страница 5

На миниатюрах «Голицынского тома» «Лицевого летописного свода» 1570 гг. (Российская национальная библиотека) показаны события, в которых могли принимать участие члены семьи великого князя мученика Георгия (Юрия) Всеволодовича, в том числе Мстислав Георгиевич: преставление епископа Суздальского Симона, хиротония во епископа игумена Митрофана, проводы митрополита Киевского и всея Руси Кирилла из Владимира, принесение святых мощей мученика Авраамия Болгарского во Владимир, венчание старшего брата Мстислава Георгиевича Всеволода и др. Однако исследователи отмечают, что среди изображённых нет персонажа, напоминающего юного княжича, даже если в тексте упоминается великий князь мученик Георгий Всеволодович «сам и з детми своими». Мстислав Георгиевич представлен в композиции, иллюстрирующей под 1236 г. текст: «Того же лета князь велики Юрьи Всеволодич жени сыны своя, князя Владимера и князя Мстислава». Обе свадьбы изображены на одном листе сходным образом: молодой безбородый князь восседает с супругой за столом, на нём зелёный кафтан и красный плащ, на шее витая гривна, на голове княжеская шапка; возле князя – отец, великий князь мученик Георгий Всеволодович, с указующим жестом. Братья Всеволод и Мстислав Георгиевич (юный князь или средовек в шапке) показаны в цикле миниатюр, повествующих о событиях монголо-татарского нашествия 1237–1238 гг.: скорбь во Владимире о пленении князя Владимира Георгиевича, отъезд великого князя мученика Георгия Всеволодовича из Владимира («И остави в себе место в Володимери со владыкою детей своих Всеволода и Мстислава…»), осада Владимира монголо-татарами и приведение к Золотым воротам пленённого князя Владимира, молебны с покаянием и плачем, иноческий постриг княгини и детей великого князя мученика Георгия Всеволодовича, в том числе Мстислава Георгиевича (в иноческом одеянии, очевидно, его старший брат), бегство князей с боярами в «Средний град», мученическая гибель князей и княгинь. Сведений о внешнем облике Мстислава Георгиевича в иконописных подлинниках исследователи не обнаружили. По мнению Ирины Леонидовны Бусевой-Давыдовой, именно Мстислав Георгиевич как князь-мученик изображён на небольшой «раздаточной» иконе конца XIX в. (собрание Феликса Романовича Комарова): прямолично по пояс с крестом в правой руке, левая лежит на груди. На нём доспехи поверх зелёной рубахи, на плечах красная мантия с горностаевым мехом, скреплённая впереди фибулой (напоминает иконографию князя Александра Невского). Мстислав Георгиевич – средовек с крупными чертами лица, разделёнными на прямой пробор короткими волнистыми волосами и небольшой русой бородой, узкой и слегка раздвоенной на конце. Исследователи не исключают, поскольку нет уточнений в надписи («св. Кнзь Мистиславъ»), что на иконе написан другой благоверный князь с именем Мстислав. В 1882–1884 гг. палехские мастера под руководством Николая Михайловича Софонова включили в программу росписи Успенского собора Владимира композицию «Пострижение в схиму членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью» («Православная Энциклопедия», том 11).



 
PR-CY.ru