МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ГЕОРГИЕВИЧ - Страница 3

Так, «дети великого кн(я)зя Юр(ь)я Всеволодича», в том числе «кн(я)зь Мстислав», поминались в синодике Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 г. (см.: «Синодик опальных царя Иоанна Грозного», Нижний Новгород, 2009 г.; список 1556 г.). Имя Мстислава Георгиевича было записано также в синодик Успенского собора Московского Кремля (Российская государственная библиотека; список начала XIX в.), а также указано в статье под киноварным заголовком «Благоверных князеи» в древнейшем из сохранившихся пергаменных списков синодика Троице-Сергиева монастыря (Российская государственная библиотека. Собрание Троице-Сергиевой лавры, список 1575 г.). Кроме того, в начале 1557 г. в Константинополь вместе с миссией Евгрипского и Кизического митрополита Иоасафа и архимандрита суздальского Спасо-Евфимиева мужского монастыря Феодорита Константинопольскому патриарху Иоасафу II Великолепному был отправлен текст царского синодика, в который для поминания был включён и Мстислав Георгиевич («Россия и греческий мир в XVI в.», в двух томах, М., 2004 г., том 1). В XVI в. в общерусских летописных сводах, «Хронографе» русской редакции 1512 г. (и его позднейших редакциях – конца XVI – середины XVII вв.), «Степенной книге», созданной на рубеже 1550 и 1560 гг., гибель Мстислава Георгиевича описана лишь в общих чертах, характерных для памятников лаврентьевско-троицкой группы. В середине XVII в., как установил Алексей Владимирович Сиренов, текст, близкий к «Симеоновской летописи» конца XV в., был использован для создания Жития великого князя мученика Георгия Всеволодовича; в этом же тексте содержатся сведения и о его детях. Об обстоятельствах смерти Мстислава Георгиевича говорилось также в «Листе над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», который находился на стене над их гробницами (Российская государственная библиотека). Текст «был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» великого князя мученика Георгия Всеволодовича, которая прошла 22 января 1645 г. Во второй половине XVII – XVIII вв. этот текст неоднократно копировался: например, как установил А.В. Сиренов, его включили в список 1670 г. «Степенной книги» старшего извода Пространной редакции (Российская государственная библиотека). В конце XVII в. эта рукопись находилась в составе библиотеки владимирского Успенского собора. Мученическая кончина князя и его родственников привлекла внимание царя Ивана IV Васильевича Грозного в период его походов на Казанское ханство. Нуждаясь в поддержке и покровительстве русских святых и своих предков, он неоднократно молился в Успенском соборе Владимира – города, где не раз формировал свои войска перед походами на Казань. В его грамоте клирикам владимирского Успенского собора, написанной между 3 декабря 1549 г. и 7 января 1550 г., определён порядок поминания почивающих во Владимире святых мощей святителей, великих князей, княгинь и их детей (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru