МАРК АФИНСКИЙ - Страница 2

В последнюю ночь он увидел сходящего с неба к Марку Афинскому ангела Божия, предвозвещавшего его приход: «Блажен ты, авва Марк, и благо тебе будет! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела зреть душа твоя, так как ты не пожелал видеть никого из людей, кроме него!». Когда авва Серапион приблизился ко входу в пещеру, где жил Марк Афинский, то услышал пение псалмов. Марк Афинский обрадовался его приходу и воскликнул: «О, как велик подвиг моего духовного сына Серапиона, который предпринял труд, чтобы увидеть моё обиталище!». Марк Афинский поведал старцу Серапиону о своей жизни. Он родился в Афинах, изучал философию, но после смерти родителей решил отречься от мира. Марк Афинский отправился в плавание по морю на доске, и волны принесли его к подножию Фраческой горы. Здесь он подвизался 95 лет, за это время не увидев ни одного человеческого лица. Нагой и босой терпел голод, жажду, холод и дьявольские нападения. Вкушал земную пыль и пил морскую воду. Когда прошло 30 лет, на подвижника излились благодать Божья и Его милосердие. На теле Марка Афинского выросли густые волосы, как у зверя, голод и жажда больше не овладевали им, пищу святому стали приносить ангелы, а бесы не смели приближаться к нему. Марк Афинский был удостоен дара чудотворения: авва Серапион был свидетелем того, как по его слову Фраческая гора сдвинулась и вернулась на своё место. Ещё при жизни Марк Афинский удостоился видения рая. Подвижник спросил у аввы Серапиона, продолжаются ли в миру идолослужение и гонения на христиан, и возрадовался, когда узнал, что гонения прекратились, и язычество посрамлено. Последнюю ночь земной жизни Марка Афинского авва Серапион провёл с ним в бодрствовании и пении псалмов. Он стал свидетелем блаженной кончины святого. Марк Афинский велел положить его тело в пещере, а вход в неё завалить камнем. Вернувшись в Египет, авва Серапион поведал о Марке Афинском «великому старцу» Иоанну и братии. В византийский период Житие Марка Афинского включалось, в основном, в сборники некалендарного состава и не встречается в Синаксарях. Краткие синаксарные Жития преподобного Марка Монаха (5 марта) представляют собой компиляцию биографических сведений о трёх других подвижниках: преподобном Марке Пустыннике, Марке Нитрийском и преподобном Макарии Александрийском. В южнославянских рукописях Житие Марка Афинского исследователи встречают под 5 марта и под 5 апреля. В ряде древнерусских списков это произведение не имеет даты в заглавии (например, Российская государственная библиотека, 1487 г., XIV в., XV в.) и, возможно, рассматривается (в соответствии с начальными словами: «Поведаше нам авва Серапион…») как патериковая повесть. В Великих Минеях Четьих Житие Марка Афинского приведено под 31 декабря и под 1 мая. В Минеях Четьих Иоанна Милютина (1646–1654 гг.) это Житие приводится под 19 января и под 5 марта. В 1668 г. болландисты поместили сведения о Марке Афинском в «Acta Sanctopum» под 29 марта. Димитрий Ростовский поместил в свои Минеи Четьи Житие Марка Афинского под 5 апреля, указав источник текста: «От великия Минеи Четьи». Дата празднования 5 апреля утвердилась в современном календаре РПЦ, тогда как в Греческой церкви день памяти святого – 5 марта. В «Мартирологе» Раббана Слибы (XIV в.) память Марка Афинского указана под 20 мая, а в Александрийском Синаксаре – под 16 апреля.



 
PR-CY.ru