МАРК АФИНСКИЙ

МАРК АФИНСКИЙ (ум. около 400 г.) – преподобный (память 5 апреля; память в Греческой церкви 5 марта). Исследователи отмечают, что повествование о посещении великого подвижника Марка Афинского аввой Серапионом имеет форму патерикового рассказа, однако представляет собой самостоятельное произведение, не входившее в древние патериковые собрания. Даниил Папебрук считал, что данное произведение возникло в результате переработки Жития Павла Фивейского. Это мнение разделяли многие исследователи, в том числе Луи-Себастьян де Тиймон и Пит Пеетерс. Житие Марка Афинского сохранилось в 25 рукописях XII–XIX вв., Х. Ангелиди делит списки Жития Марка Афинского на три группы и отмечает, что группы рукописей «B» и «G» переработаны. В эпоху расцвета египетского монашества исследователям известно восемь подвижников, носивших имя Серапион, в их числе ученик преподобного Антония Великого и автор Жития преподобного Макария Египетского. В Житии Марка Афинского упоминается и «великий старец» Иоанн, личность которого исследователям также установить не удалось. Подвижник по имени Иоанн жил в Скиту и стал преемником преподобного Макария Египетского на должности пресвитера. Гораздо более известным современником Марка Афинского, который носил это имя, был преподобный Иоанн Ликопольский, живший в Фиваиде, однако «великий старец» Иоанн подвизался в окрестностях Скита. История о путешествии старца Серапиона к Марку Афинскому также сохранилась в сирийской, армянской, коптской и арабской версиях. Исследователи отмечают, что Житие Марка Афинского было переведено на славянский язык не позднее первой трети XIV в., вероятнее всего, на Афоне, и, очевидно, не в составе минейного сборника, чем исследователи и объясняют большой разнобой в его календарной приуроченности. На Руси Житие Марка Афинского получило распространение в конце XIV в., со «вторым южнославянским влиянием», старший список содержится в пергаменном сборнике конца XIV в. (?) Российской национальной библиотеки, новгородском по происхождению и принадлежавшем в XVI в. Сильвестру, священнику кремлёвского Благовещенского собора. Во время путешествия в Скитскую пустыню к «великому старцу» Иоанну Серапион получил откровение пойти за благословением на Фраческую гору в Эфиопии к 130-летнему отшельнику Марку Афинскому, который не имел себе равных среди пустынников и постников и скоро должен был отойти ко Господу. В то время Эфиопией называли территорию, простиравшуюся от Красного моря до Мавритании. Исследователи предполагают, что Фраческая гора, именуемая в восточных версиях Тармака, находилась на территории современной Ливии. В Александрии старец Серапион узнал у одного купца, как достигнуть Фраческой горы. Авва Серапион предпринял путешествие по пустыне, которое смог совершить только с помощью ангелов, явившихся ему в образах двух отшельников. Фраческая гора находилась у моря, не имела никакой растительности и была так высока, что старец Серапион взбирался на неё в течение семи дней.

 



 
PR-CY.ru