МАРК - Страница 2

После встречи преподобного Григория Синаита с Максимом Кавсокаливитом Марк и Каллист остались на Афоне (как полагают исследователи, в скиту Магула, как следует из подписей «Святогорского томоса»), тогда как преподобный Григорий Синаит переселился после 1331 г. в Парорию. В 1340 г. Марк подписывает «Святогорский томос» со следующей формулировкой: «Наименьший монах Марк, [ученик?] Синаита». До него документ подписывает иеромонах Исаия («старец из скита Магула и во иеромонахах наименьший Исаия, думая то же самое, подписал»), а после него – «наименьший в скиту Магула и во иеромонахах Каллист». Исследователи предполагают, что в момент подписания томоса Марк находился ещё в скиту Магула. Это же подтверждает чтение ряда рукописей, добавляющих к эпитету Марка слова «из того же [скита Магула]». Для исследователей остаётся дебатируемым вопрос, какой именно Марк последовал за Григорием Паламой в Константинополь в 1341 г. Согласно рукописи, где повторена гипотеза Д. Стьернона, это был Марк Горбун. А.Д. Панайоту считает вполне вероятной идентификацию рукописи, однако исследователям известно, что Марк Горбун оставался в Фессалонике гораздо дольше и бежал оттуда на Хиос. С. Апостолопулу полагает, что спутником Григория Паламы был Марк Влатид, брат Дорофея Влатида, и это мнение исследователям представляется более правильным. Отождествление же спутника Григория Паламы с Марком, учеником преподобного Григория Синаита, исследователи считают весьма сомнительным. Как следует из Слова VI 4 Иосифа Калофета, Григорий Палама вместе со спутниками двинулся из Фессалоники в Константинополь зимой 1341 г. Каллист нигде не говорит о путешествии своём или Марка в Фессалонику незадолго до их разлуки, и, кроме того, Марк не мог предпринимать какого-либо путешествия сразу же после внезапной болезни. Приблизительно после 1341 г. (по сообщению Каллиста, вследствие болезни) Марку пришлось переселиться в Великую Лавру, где он и остался по уговорам братии, увидевшей, как повествует Каллист, высокие духовные дарования монаха, тогда как Каллист покинул Лавру. В Житии Григория Синаита есть следующие слова: «...Который [Марк] и вплоть до сего дня, достигши к тому же глубокой старости, желает делать то же самое с величайшей радостью, никоим образом и ничто не принимая в расчёт для отсрочки и промедления, но охотно исполняет служение и пекаря и повара...» Поскольку Каллист пишет, что после разлуки друзья духовно всегда были вместе, и никогда не говорит о Марке в прошедшем времени, исследователи сделали вывод, что в момент составления Жития Григория Синаита Каллист, будучи патриархом, имел все необходимые сведения о Марке.

 



 
PR-CY.ru