МАРК - Страница 2

Исследователи отмечают, что такие разночтения в атрибуции гласа связаны с особенностью мелоса этого дополнения, почти полностью распетого в диатоническом интервальном роде и только в заключительных фразах на «Аллилуия» возвращающегося в краску твёрдого хроматического рода второго плагального гласа. Исследователям известен «экзегезис» этой композиции в нотации Нового метода, сделанный хартофилаксом Хурмузием. Другая херувимская Марка, четвёртого плагального гласа, в рукописной традиции была более распространена на протяжении нескольких столетий. В источниках эта херувимская часто представлена без особых характеристик или указаний. Её авторство не исследователи подвергают сомнению (вероятно, эта пространная херувимская предназначалась для исполнения на богослужении в монастыре Ксанфопулов). Исследователям известен её «экзегезис» в автографе Хурмузия (впоследствии она была включена в музыкальный сборник Агафангела Кириазидиса). Исследователи отмечают, что по мелодическому стилю она соответствует традиции своего времени. Для исследователей интересно также упомянутое выше песнопение Марка «Слава, и ныне» четвёртого плагального гласа, завершающее третью статию песнопения «Блажен муж» (распространено во многих рукописях, преимущественно поздних). Существует перевод этого песнопения в нотацию Нового метода, сделанный Хурмузием. Исследователи отмечают, что среди других жанров в творчестве Марка преобладают причастны, главным образом, воскресные. Все причастны переведены в нотацию Нового метода. Марку также принадлежит ряд причастнов годового круга: «Чашу спасения прииму» на четвёртый глас (вторая половина XV в.), «Вкусите и видите» на первый глас, «Дух Твой благий» на первый глас, «Тело Христово». Марк распел ряд праздничных матим (калофонических стихир): «Послал еси нам, Христе Боже, Духа Святаго» (анаграмматизм стихиры на Вознесение Господне «Восприемлему Тебе, Христе») на четвёртый глас (с указанием «анаподизм» – термин, который мог употребляться в качестве синонима «анаграмматизма»); «Славлю Отца и Сына силу» (троичен, воскресная стихира) третьего гласа (первая половина XVI в.) и на четвёртый плагальный глас, «Петра и Павла согласно похвалим», «Ученицы Твои, Слове» (на Преображение Господне) на второй плагальный глас, «Песненный лик» (всем святым) на четвёртый плагальный глас, «Троицу Единосущную воспоём» на второй глас, «Без семени от Божественного Духа» (богородичен) третьего гласа (вторая половина XVI в.), парекволи «Достойно прославляет» на второй глас (вторая половина XV в.). Марк является автором пространных распевов догматиков «В Чермнем мори» первого плагального гласа и «Кто Тебе не ублажит» второго плагального гласа (Российская национальная библиотека). Исследователям известно также его песнопение в жанре кратимы.

 



 
PR-CY.ru