МАРК - Страница 2

Главное внимание автор уделил величию исихастских подвигов преподобного, а сообщать о современных ему трагических событиях сербской истории (о битве на Косовом поле, гибели святого князя Лазаря и порабощении Сербии османами) он не считал нужным. Всё это выделяет творение Марка из круга современных ему произведений. Житие исследователи называют ярким проявлением традиций исихазма в сербской литературе рубежа XIV и XV вв. Подобным образом (с учётом жанровых особенностей) решена и Служба патриарху Ефрему с каноном гласа 4, написанная, как полагают исследователи, вслед за Житием. Авторство Марка установлено по указанию в заглавии канона: «Творение Марка смереного епископа». В созданной Марком позднее (в первое или в начале второго десятилетия XV в.) службе архиепископу Никодиму с каноном гласа 1 архиерей прославляется как достойный преемник Сербского архиепископа Саввы I и приверженец исихазма. Канон имеет в заглавии указание на акростих («С дрзновением пою великаго святителя Никодима»), который, однако, не читается по начальным буквам тропарей (по размерам он рассчитан на три тропаря и богородичен в каждой песни): исследователи полагают, что это отражает практику помещения перевода греческих акростихов в славянских служебных Минеях по Иерусалимскому уставу. При написании службы Марк использовал ряд стихир из службы Сербскому архиепископу Арсению, написанной архиепископом Даниилом II (около1274 – 1337 гг.). Перу Марка принадлежат два не стандартных для сербской средневековой книжности кратких текста: рассказ о своей семье и храмозданная грамота-завещание, данная церкви великомученика Георгия Победоносца в Ждрелнике (16 июля 1411 г.). Грамота содержит пространную молитвенную преамбулу, сведения о родственниках Марка (брате попе Феоктисте и племяннике дьяке Богдане) и перечень земельных пожалований (виноградников) храму с указанием лиц, у которых они были куплены. Заключает текст моление-заклятие о неотчуждении этого имущества у церкви в будущем. Исследователи отмечают, что как образец епископской грамоты текст представляет собой исключительную редкость. Местонахождение оригиналов обоих произведений в настоящее время исследователям неизвестно, их тексты были опубликованы в первой четверти XX в. Помимо литературной деятельности Марк занимался книгописанием: в 1398–1399 гг. переписал Минею служебную или праздничную на май-август, в которую позднее были вклеены рассказ о семье и грамота. Местонахождение кодекса исследователям неизвестно, в 1930 гг. он хранился в библиотеке Печского патриархата. Марк не был канонизирован, сведения о его почитании и живописных изображениях отсутствуют.



 
PR-CY.ru