МИТРА - Страница 2

Основным отличием в понимании образа Митры в «Авесте» и «Ригведе» является отсутствие антропоморфизации этого бога в последней. Исследователи полагают, что часть функций Митры заимствовал воинственный ведийский бог Индра, представлявшийся антропоморфно. В «Авесте» Митра, напротив, описан детально: «Мы почитаем Митру,/ Чьи пастбища просторны,/ Чьи истинны слова,/ Тысячеухий, статный,/ Чьих мириад очей,/ Могучий и высокий,/ Он вширь обозревает,/ Бессонный, неусыпный... 10.96. В руке топор стоострый/ Он держит стоударный,/ Мужей валящий вниз... Он длинными руками/ Обманщика хватает... И смертного нет в мире,/ Чей разум был бы больше,/ Чем разум прозорливый/ Божественного Митры;/ И смертного нет в мире,/ Чтоб так же чутко слышал/ Обоими ушами,/ Как слышит чуткоухий/ Тысячеумный Митра – он видит всех лжецов... С копьём из серебра/ И в золотых доспехах,/ Кнутом он погоняет,/ Широкоплечий ратник» (перевод: Иван Михайлович Стеблин-Каменский). Авестинский Митра первым из богов совершает ежедневный путь в небесной колеснице от одного края земли до другого, предвосхищая небесный путь Солнца и следя за тем, что происходит между небом и землёй, помогая праведникам в благих начинаниях и жестоко карая демонов (дэвов) и лжецов. Согласно «Авесте», верховный зороастрийский бог Ахурамазда создал Митру неусыпным сторожем и хранителем всего благого мира. В десятом гимне описана и небесная обитель Митры, которую сотворили Ахурамазда и Амеша Спента («бессмертные святые»). Чертог Митры находится над высокой Харой – мировой горой, где нет «ни тьмы, ни ночи, ни холода, ни зноя, ни скверны». С высоты Митра осматривает «весь плотский мир». Как только Митра замечает творящих преступления злодеев и лжецов, он впрягает коней в небесную колесницу и устремляется вершить правосудие. Авестинский Митра имеет круг близких богов, которые упоминаются в тексте и отчасти разделяет с ними одни и те же функции. Митре полностью посвящён десятый гимн «Авесты», многочисленные же упоминания этого божества исследователи обнаруживают в различных частях древнеиранского собрания священных текстов. Вместе с богами Сраоша («Послушание») и Рашну («Справедливый») Митра вершит посмертный суд над душами умерших у моста Чинвад. Среди спутников Митры в «Авесте» присутствует древнеиранское божество победы Веретрагна («Разбивающий преграды»; в «Ригведе» слово выступает как эпитет одного из основных божеств – Индры): «Летит пред ним Вэртрагна,/ Создание Ахуры,/ Рассвирепевшим Вепрем,/ Злым, с острыми зубами/ И острыми клыками,/ Разящим наповал» (перевод: И.М. Стеблин-Каменский). Спутницами Митры являются также Аши – богиня благой судьбы и счастья, и Вера: «С ним правит колесницей/ Возвышенная Аши,/ А Вера чтущих Мазду/ Прокладывает путь,/ И скакуны небесные,/ Сверкающие, светлые,/ Сияющие, белые,/ У коих нет теней,/ Влекут через пространства/ Небесные её,/ А божество Победы/ Её пускает вдаль,/ Которой устрашаются все мыслимые дэвы/ И грешные лжецы» (перевод: И.М. Стеблин-Каменский). Также Митре сопутствуют Ветер и Огонь. Несмотря на то что культ Митры является древним и восходит к индоиранской общности, его упоминание в Гатах («песнях, гимнах») основателя зороастрийской религии – пророка Зороастра (Заратуштры) отсутствует.

 



 
PR-CY.ru