МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

Подобная архаика восходит к кремлёвскому Архангельскому собору, великокняжеской и царской усыпальнице, перестроенной в 1508 г. архитектором Алевизом Новым – к одному из главных образцов в московском зодчестве на протяжении XVI в. Первоначально собор Московского Вознесенского монастыря имел позакомарное покрытие. Анализ графических материалов и обмеров позволил исследователям установить, что в поздний период (1880 гг. – 1920 гг.) на фасадах собора сохранялся первоначальный декор. В основании проходил развитый по высоте профилированный цоколь. Широкие лопатки были облицованы белым камнем и украшены филёнками; они служили гранями глухой аркады. Двухъярусный фасад подчёркивал белокаменный цоколь в основании верхнего яруса; верхние лопатки, также белокаменные, были у́же нижних. Поверхности стен между лопатками верхнего яруса были в виде парных ниш в западных и центральных пряслах с профилированными рамками, в которые были вписаны окна верхнего света. Композиция западного фасада отличалась от композиции Архангельского собора только тем, что в пряслах помещалось по одной филёнке. Реконструировать восточный фасад исследователи могут только приблизительно. Неизвестным остаётся первоначальный декор северной паперти и придела. Повторение всей структуры алевизовской, «фряжской» декорации позволяет исследователям считать, что архитектура Архангельского собора стала примером для создания Вознесенского храма. В этом соборе впервые в русской архитектуре после церкви-колокольни (1538 г.) в Коломенском появляется мотив арочных ниш. Но в Вознесенском храме нет двухэтажного ордера, он заменён сужением лопаток второго яруса по отношению к лопаткам первого яруса, от которого они отделены цоколем, антаблемент, филёнки на боковых фасадах отличались от образца. Соответствуют образцу пилястры-лопатки по оси полукружий апсид. Этот редкий приём исследователи объясняют тем, что мастера хотели на поверхности трёх апсид передать дробность членений алевизовского построения алтаря Архангельского собора. Белокаменная кладка ордерных элементов повторяет облик государевой усыпальницы. При сравнении с другими храмами русских городов и монастырей, воспроизводящих те или иные детали архитектурного облика или конструкции московского Архангельского храма, собор в Московском Вознесенском монастыре представляет собой первый достоверный пример его копирования. Повторены были не только декоративные и конструктивные элементы, но и другие детали, прямо связанные с богослужебной функцией здания: у обоих соборов почти совпадает ширина алтарной апсиды: в Архангельском – 5,3 м, в Вознесенском – 5,35–5,4 м. Ещё одной архитектурной особенностью собора Московского Вознесенского монастыря, устанавливаемой на основе графических источников и реконструкций, исследователи называют симметричное пятиглавие. Декорация пяти барабанов, венчавших собор, практически не изменилась к 1929 г., как и форма глав. Притом что западная треть здания по ширине больше чем в два раза превышает восточную часть (алтарь), конструкция здания выведена к сводам так, что все боковые барабаны равновелики.

 



 
PR-CY.ru