МОГИЛЁВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Этой публикацией, а также рукописными списками хроники пользовались авторы, писавшие о Могилёво-Братской иконе в конце XIX в. Ректор Могилёвской семинарии архимандрит Сергий (Соколов) ещё до издания «Могилёвской хроники» предположил, что Могилёво-Братская икона была принесена в Могилёв в конце XVI или в первой трети XVII в. из Греции одним из посещавших город восточных иерархов либо греческими дидаскалами – учителями могилёвской братской школы, однако, вероятнее всего, как полагают исследователи, это суждение относится к другой иконе. В публикации Фёдора Андреевича Жудро о Богоявленском монастыре приведена история чудес от Могилёво-Братской иконы, основанная на сообщениях в «Могилёвской хронике», и помещено литографическое изображение иконы в окладе. На основе этого воспроизведения исследователи составляют достаточно точное представление об иконографии образа, а также об утраченных драгоценном окладе и обрамлении иконы в конце XIX в. Судя по литографии, образ был облачён в серебряную цельную ризу, закрывающую и одеяние Богоматери и Младенца, и фон иконы, по периметру иконы риза была украшена рельефным орнаментальным бордюром. По характеру орнаментации, стилю выколотки и высокорельефной чеканки исследователи предполагают, что риза была выполнена в последней трети XIX в. в одной из московских мастерских. Риза дополнена драгоценными накладными серебряными венцами-нимбами с чеканными орнаментами, жемчужной обнизью и накладными коронами. Интерес для исследователей представляет гравированное изображение херувима у ворота платья Божьей Матери. На ризе внизу помещалась гравированная табличка с вкладным текстом, аналогичная табличка была и на раме, выполненной, как полагают исследователи, в то же время, что и риза. О перемещениях Могилёво-Братской иконы после 1928 г. исследователи высказывают лишь предположения. Одно из них основано на описи, составленной в 1947 г. по памяти сотрудниками Могилёвского музея. Согласно описи, «икона Братская Богородица» в 1941 г. находилась в Могилёвском хранилище-сейфе вместе с другими собранными историческими ценностями и церковными реликвиями Белоруссии (в описи икона ошибочно отнесена к началу XVIII в. и приписана могилёвскому художнику Мирону Пигаревичу). Содержимое хранилища-сейфа, возможно, и Могилёво-Братская икона, было вывезено в годы оккупации (1941–1944 гг.) в Германию. Спасение отдельных памятников, находившихся в хранилище-сейфе (например, Слуцкого Евангелия, в настоящее время – в собрании Белорусского экзархата РПЦ в Минске), даёт исследователям надежду на то, что уцелела и Могилёво-Братская икона, а утрачен лишь её серебряный оклад. Так, в 1960–1980 гг. икона, почитаемая прихожанами как подлинная Могилёво-Братская икона в Борисоглебской (Крестовоздвиженской) церкви, помещалась в особом киоте у правого столба. Согласно преданию о сохранении этой иконы, в 1930 гг. она была спрятана жителем Могилёва, а затем принесена в Борисоглебскую церковь – единственную действующую в городе в послевоенное время. После восстановления в 1989 г. могилёвского кафедрального Трёхсвятительского собора эта икона как особо чтимая святыня возрождённой Могилёвской епархии была перенесена в кафедральный храм, где и пребывает в настоящее время.

 



 
PR-CY.ru