МЕЛИЗМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - Страница 2

В XV в. подобные формулы мелизматического типа приобрели такие графические начертания, которые оставались в большей или меньшей степени неизменными в дальнейшем. Приблизительно в этот же период формировались новые певческие стили, для которых характерно преобладание формул мелизматического типа. К ним исследователи относят демественное пение, образцы которого содержат оригинальные неосмогласные формулы мелизматического типа, и путевой распев, представляющий собой фактически орнаментированную версию знаменного распева. Мелодические формулы песнопений путевого распева были образованы путём ритмического увеличения и дополнения различного рода украшениями более простых по стилю попевок знаменного осмогласия. На рубеже XVI и XVII вв. в певческих рукописях распространился термин «большой распев», относящийся к особому мелизматическому стилю древнерусской традиции. Первоначально он применялся к циклу 11 воскресных евангельских стихир, а также тематически и литургически связанных с ними 11 воскресных ексапостилариев (светильнов) и богородичнов. Однако мелодическая редакция этих песнопений, как полагают исследователи, была распространена задолго до этого времени. Её устойчивая графическая форма сложилась к последней четверти XV в. и существовала практически без изменений на протяжении около ста лет. Она содержит множество тайнозамкненных начертаний лиц и фит. Примерно в 1580 гг. в русле характерной для позднего периода тенденции к детализации записи мелоса был произведён развод этой редакции дробным знаменем (два самых ранних известных списка, содержащих эту форму записи: Исторический музей (1584 г.) и Российская государственная библиотека (1580–1590 гг.). В последующие десятилетия дробнознаменная форма записи повсеместно распространилась в рукописях и полностью вытеснила тайнозамкненную. В XVII в. были созданы мелодические редакции других песнопений в стиле большого распева. Это – циклы задостойников, догматиков на великой вечерне, богородичнов на стиховне, воскресных ипакои, избранные праздничные стихиры и славники: славник Рождеству Пресвятой Богородицы «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог», славник Преображению Господню «Прообразуя воскресение», стихира Преображению Господню по 50-м псалме «Божества Твоего Спасе», славник Рождеству Христову «Августу единоначальствующу». Эти песнопения известны исследователям по поздним пометным спискам и не обнаружены в рукописях предшествующего периода.

 



 
PR-CY.ru