МАЯСОВА Наталия Андреевна - Страница 3

Исследователи отмечают, что для метода работы Н.А. Маясовой был характерен энциклопедический подход, удачно совпавший со счастливой возможностью изучать лучшие из древнерусских коллекций лицевого шитья: в ризнице Троице-Сергиевой лавры и соборах Московского Кремля. Н.А. Маясова досконально знала архитектуру храмов Кремля, состав и историю произведений из других собраний. Исследуя технологию и стиль шитья, рассматривала произведения как исторические памятники, созданные в определённых обстоятельствах и связанные с крупными историческими деятелями Древней Руси. Её работы открывали новые научные возможности для различных исторических дисциплин, для обогащения складывавшейся картины развития отечественного искусства. В фундаментальном труде, посвящённом облику и убранству Благовещенского собора и опубликованном к 500-летию этого памятника, Н.А. Маясова написала большой раздел о лицевом шитье, о предметах церковного убранства, выполненных в разных техниках (о вратах с золотой наводкой, ризничных драгоценностях и мощевиках), о рукописных книгах. Будучи сама уникальным специалистом, она ценила мнение коллег, учитывала их атрибуции. В Музеях Московского Кремля Н.А. Маясова вела большую организационную работу, занималась издательской деятельностью, архитектурной реставрацией, участвовала в написании плана новой экспозиции Оружейной палаты. Некогда закрытое музейное хранилище с её участием приобрело статус крупного научного центра. С развитием этого направления начали проводиться выставки в России и за рубежом, а также многочисленные симпозиумы, сессии, конференции. Исследователи отмечают, что вклад Н.А. Маясовой есть и в том, что Московский Кремль был включён в систему особо ценных памятников мировой культуры ЮНЕСКО. Работая в научно-издательском отделе музея (с 1979 г.), Н.А. Маясова продолжала собственный активный научный труд, была бессменным редактором сборника «Материалы и исследования», участвовала в составлении других сборников, посвящённых древнерусскому искусству. Итогом её многолетних исследований стал каталог произведений лицевого шитья XIII – начала XVIII вв., хранящихся в Музеях Московского Кремля (М., 2004 г.). В заслугу ей исследователи ставят воспитание нового поколения учёных, продолживших начатое ею изучение мастерских лицевого шитья, например, строгановских (Александр Владимирович Силкин), и различных по функции и иконографии литургических предметов лицевого шитья, таких как плащаницы или завесы (Ю.Г. Гриднева (Матвеева)). Не без её участия, поддержки и внимания происходило возрождение искусства церковного шитья в новейшее время. Среди учеников Н.А. Маясовой – выпускник Московской духовной академии Иоанн (Павлихин; ныне архиепископ Магаданский и Синегорский), реставраторы и мастера церковного лицевого шитья нового поколения, работающие в Троице-Сергиевой лавре, Санкт-Петербурге (Е.Ю. Касатонова). Труды и методология Н.А. Маясовой помогают в новых исследованиях памятников лицевого шитья древнерусского и синодального периодов.



 
PR-CY.ru