МАЯСОВА Наталия Андреевна - Страница 2

При активном участии Н.А. Маясовой возобновилась издательская деятельность, вышли три сборника научных работ об экспонатах музея. В 1950 гг. Н.А. Маясова была избрана депутатом городского совета; ездила в командировки и экспедиции, разыскивая произведения древнерусского искусства, которым грозило уничтожение в ходе широкой кампании 1960 гг. по закрытию церквей; привлекала на работу молодых сотрудников, опекала и обучала их. Вышла замуж за архитектора Игнатия Викентьевича Трофимова, под руководством и при непосредственном участии которого была проведена реставрация комплекса зданий Троице-Сергиевой лавры. В 1951–1953 гг. Н.А. Маясова помогала в составлении и редактировании книги И.В. Трофимова о реставрации Троице-Сергиевой лавры; позже редактировала каталог персональной выставки художника Викентия Павловича Трофимова, принимавшего участие в реконструкции архитектурных памятников монастыря («Каталог выставки произведений В.П. Трофимова». Загорск, 1955 г.). В это время публикует исследования малоизученных, ценных своей исторической значимостью памятников Сергиево-Посадского музея, в их числе двойной покров с фигурами преподобных Сергия и Никона Радонежских, древняя копия иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва. На основе изучения памятников шитья из ризницы Троице-Сергиевой лавры формулируются новые темы исследований, такие как мастерские художественного шитья на примере князей Старицких. Работы этого периода, а также уточнения датировок и атрибуций, предложенные Н.А. Маясовой, не утратили своего значения и поныне. Итогом изучения сергиево-посадской коллекции шитья стал раздел в монографическом издании «Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники» (М., 1967 г.), в котором были продемонстрированы все научные приёмы автора: многоплановость анализа с учётом исторических обстоятельств и персоналий, точность и обстоятельность характеристик. С 1962 г. Н.А. Маясова начала работать в Музеях Московского Кремля как хранитель Благовещенского собора. Благодаря ей были систематизированы иконы, предметы утвари и убранства этого храма. Она создала новые экспозиции, например, выставку икон из придельных церквей Благовещенского собора, организовала профилактику и реставрацию икон из деисусного и праздничного чина иконостаса (конец XIV – начало XV вв.). Н.А. Маясова возглавила комиссию по научной каталогизации музея, разработала форму инвентарных описаний, составила программу каталогизации музейных собраний. В 1971 г. состоялась защита её кандидатской диссертации «Древнерусское лицевое шитьё XVI в.» в Институте археологии Академии Наук. На должности заместителя директора по научной работе (1972–1979 гг.) Н.А. Маясова продолжала заниматься изучением лицевого шитья, активно участвовала в выставочной и научной деятельности музея, в различных музейных и научных конференциях. Темами её исследования становились ведущие мастерские шитья Древней Руси – царские и боярские светлицы; изучение и атрибуция шедевров, происходивших из крупнейших соборов (московского Успенского, новгородского Софийского), монастырей (Кириллова Белозерского, Соловецкого).

 



 
PR-CY.ru