МОИСЕЙ МУРИН - Страница 13

При отсутствии подписи исследователи нередко опознают его благодаря специфическим чертам внешности (кудрявые волосы и округлая борода являются устойчивым иконографическим признаком) и расположению рядом с Иоанном Крестителем, чью память отмечают на следующий день. К подобным ранним памятникам исследователи относят икону «Минея годовая» первой половины XVI в. (Музей икон Рекклингхаузен, Германия). Исследователи отмечают, что традиция осталась неизменной и для поздних памятников, например, образ Моисея Мурина представлен на иконе «Минея годовая» начало XIX в., также в гравированных святцах на листе на август: Григория Павловича Тепчегорского (1713, 1722 гг.) – Моисей Мурин держит обеими руками увесистый кодекс, и Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.) – на голове у преподобного скуфья (так называемого афонского типа) в виде низкой камилавки. Отдельным явлением в русской иконописи стали связанные преимущественно со средой старообрядцев иконы-«лечебники» (целебники), сформированные по принципу «народного требника» с элементами месяцеслова, в котором содержались предписания: «Какому святому и когда должно молиться» (наиболее ранний вариант такого гравированного изображения исследователи отмечают в конце XVIII в.). Образ Моисея Мурина в такой композиции появляется в XIX в. в связи с почитанием его как святого, помогающего от пьянства. Как помощник страждущих от этого недуга Моисей Мурин был объединён с другим святым, также помогавшим от запоев, – мучеником Вонифатием, в паре с которым и изображался. Эти святые представлены на гравюрах с названием «Сказание киим святым каковыя благодати исцеления от Бога когда память их бывает» («новейшего издания» 1820–1830 гг.; 1830–1840 гг., 1840 и др.). Образ Моисея Мурина, как правило, следовал за изображением мученика Вонифатия с общим для этих святых пояснением в сопроводительной надписи: «О избавлении от вин(н)аго запойства – мученику Внифатию декабря в (19) день, о том же преподобному Моисею Мурину августа в (28) день». Так, на переносном (походном) иконостасе (XIX в., Урал?, Русский музей) в составе третьего ряда показаны святые помощники в недугах и нестроениях, в том числе в одном клейме (пятым слева) изображены Моисей Мурин и мученик Вонифатий. К подобным памятникам исследователи относят иконы: «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» второй половины XIX в. (Государственный музей истории религии) – подпись та же, что и на переносном иконостасе, но первым, фронтально в рост, изображён Моисей Мурин, а не мученик Вонифатий; пара этих святых изображена в нижнем ряду, в третьем справа клейме; «Киим святым каковые благодати исцеления от Бога даны» (вторая половина XIX в., частное собрание). На иконе-«лечебнике» ветковского письма 28 клейм сгруппированы в шесть рядов вокруг центрального образа Господа Вседержителя на престоле, в шестом ряду – замыкающее клеймо с образами Моисея Мурина и мученика Вонифатия (Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклярова).



 
PR-CY.ru