МИЛЬТИАД - Страница 2

Опровергая эти утверждения, автор сочинения «Против ереси Артемона» ссылается на произведения Иустина Философа, Мильтиада, Татиана, Климента Александрийского и других авторов II–III вв., обличающих язычников и еретиков, причём во всех этих произведениях Христос признаётся Богом. Автор также говорит о всеобщей известности книг Иринея Лионского и Сардского епископа Мелитона, «в которых Христос именуется Богом и человеком». Таким образом, в трудах Мильтиада определённое место занимали вопросы, связанные с триадологией и христологией. На основе данных, приводимых Евсевием Кесарийским и Тертуллианом, исследователи считают Мильтиада автором следующих сочинений: 1) трактата или даже ряда трактатов, направленных против сторонников гностика Валентина (о нём см. в ст. Гностицизм); 2) антимонтанистского сочинения «О том, что пророк не должен говорить в исступлении» (исследователи полагают, что речь, возможно, идёт о тематике трактата, а не о его точном названии); 3) «Против эллинов», в двух книгах; 4) «Против иудеев», в двух книгах; 5) «Апологии христианской философии» (это название, приводимое в литературе, по мнению исследователей, достаточно условное, т.к. представляет собой парафраз слов Евсевия Кесарийского), адресованной «мирским правителям». Евсевий Кесарийский, имевший, как полагают исследователи, доступ к трём последним сочинениям, не приводит, однако, цитат из них. Иероним Стридонский (ум. в 419/420 г.) в сочинении «О знаменитых мужах» также сообщает краткие сведения о Мильтиаде на основе книги, составленной против Монтана и его последовательниц Приски (Присциллы) и Максимиллы, указывая в качестве её автора не Аполлинария, а Родона. Иероним Стридонский приводит тот же перечень книг Мильтиада, что и Евсевий Кесарийский, и утверждает, что деятельность апологета приходилась на время правления императоров Марка Аврелия (161–180 гг.) и Коомода (180–192 гг., соправитель с 166 г.). При этом в исследовательской литературе считается наиболее вероятным, что «Апология...» Мильтиада была адресована Марку Аврелию и его соправителю Луцию Веру (161–169 гг.), поскольку Тертуллиан помещает имя Мильтиада между Иустином и Иринеем, а автор сочинения «Против ереси Артемона» – между Иустином и Татианом, смерть которого исследователи обычно относят к 170–180 гг. Ни одно из произведений Мильтиада не сохранилось.



 
PR-CY.ru