МИЛЬТИАД

МИЛЬТИАД (II в.) – ритор, церковный писатель, один из раннехристианских апологетов. Сохранились лишь отрывочные сообщения о нём авторов III – начала V вв., на основе которых, однако, можно составить представление о времени литературной деятельности Мильтиада, а также о тематике его произведений. Впервые Мильтиад упоминается в сочинении «Против валентиниан» Тертуллиана (ум. около 220 г.), который пишет о «замечательных своим превосходством и святостью мужах», являвшихся современниками ересиархов и стремившихся опровергнуть их лжеучения в «весьма подробных сочинениях» («instructissimis voluminibus»). К числу этих мужей Тертуллиан относил Иустина Философа (ум. в 165 г.), церковного ритора (ecclesiarum sophista) Мильтиада, Иринея Лионского (ум. в конце II в.), а также некоего Прокула. Евсевий Кесарийский (ум. в 339/340 г.) в «Церковной истории» приводит цитаты из сочинения одного из противников ереси Монтана (им мог быть, по мнению исследователей, Иерапольский епископ Аполлинарий, упоминаемый Евсевием Кесарийским выше, хотя о его авторстве прямо не сказано (ср. латинский перевод «Церковной истории», выполненный Руфином Аквилейским (ум. в 410 г.): в нём авторство однозначно приписано Аполлинарию). Составитель антимонтанистского сочинения утверждал, что был знаком с письменным ответом еретиков на критику со стороны Мильтиада. Кроме того, Мильтиад упоминается в анонимном сочинении «Против ереси Артемона», атрибутировавшемся (по мнению исследователей, ошибочно) Ипполиту Римскому (III в.) и отождествлявшемся многими исследователями с «Малым лабиринтом», который, по словам Феодорита Кирского (ум. около 460 г.), также содержал критику лжеучения Артемона; епископ Феодорит указывает на то, что некоторые считали автором «Малого лабиринта» Оригена (ум. в 253/254 г.). Отрывок сочинения «Против ереси Артемона», в котором речь идёт о Мильтиаде, цитирует Евсевий Кесарийский. Артемон был сторонником адопцианства (динамизма) – направления монархианства, в рамках которого Иисус рассматривался в качестве простого человека, соединившегося во время крещения с Божественным Духом-Христом. Артемон стал одним из руководителей римских адопциан после смерти Феодота Кожевника (Сапожника). Еретики утверждали, что их учение разделялось церковью вплоть до понтификата Виктора I (ум. не позднее 201 г.), а искажение истины началось при папе Римском Зеферине (ум. в 217/218 г.).

 



 
PR-CY.ru