МЕЛИТИНСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 3

Исследователям интересен социальный статус Иерона – видимо, весьма состоятельного человека, владевшего землёй в нескольких городах, но самостоятельно возделывавшего пашню. При этом он обладал безоговорочным авторитетом в своём селении, поскольку не только родственники, но и друзья защищали его, рискуя жизнью и не боясь императорского гнева. У Метафраста не упомянуты имена 32 сподвижников Иерона. Они сохранились в Синаксаре Константинопольской церкви: Никандр, Исихий, Варах (Варахий), Максимиан, Каллиник, Ксантик (Ксантей), Афанасий, Феодор, Дукитий, Евгений, Феофил, Валериан, Феодот, Каллимах, Иларий, Гигантий, Лонгин, Фемелий, Евтихий, Диодот, Кастрикий, Феаген, Мамант, Никон, Феодол, Вострикий (Устрихий), Виктор, Дорофей, Клавдиан, Епифаний, Аникит, Иерон (др.). Память Мелетинских мучеников указана в «Типиконе Великой церкви», отражающем кафедральное богослужение Константинополя IX–XI вв., под 7 ноября; на Пс. 50 назначается тропарь первого гласа; на литургии – прокимен Пс. 67:36, «Апостол» – Евр. 12:1–10, аллилуиарий Пс. 33:18, Евангелие – Мф. 20:1–16, причастен Пс. 32:1. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Мелетинские мученики не упоминаются. Согласно «Евергетидскому Типикону» второй половины XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память Мелетинских мучеников совершается 7 ноября; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного второго гласа, четырёх стихир и седальна. В «Мессинском Типиконе» 1131 г. южно-италийской редакции Студийского устава память Мелетинских мучеников также отмечена под 7 ноября: совершается рядовая служба без каких-либо особенностей. В древнейших сохранившихся греческих и славянских редакциях Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.), Типикон сербского архиепископа Никодима 1319 г. память Мелетинских мучеников помещена под 7 ноября. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. под 7 ноября излагается устав соединения службы Мелетинских мучеников со службой в честь преподобного Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; Мелетинским мученикам назначается отпустительный тропарь четвёртого гласа. Такие же указания содержатся под 7 ноября в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в том числе в современном); Мелетинским мученикам также поётся кондак восьмого гласа. Последование Мелетинским мученикам, содержащееся в современных русских и греческих богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак восьмого гласа; канон авторства Иоанна Монаха с акростихом «Слава пусть возгремит Христос мучеников» второго гласа, ирмос (начало: «Приидите, верные все»); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом восьмого гласа, ирмос (греческий оригинал этого канона известен исследователям по рукописям); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греческих и русских Минеях). По рукописям исследователям известны песнопения Мелетинским мученикам, не вошедшие в современные богослужебные книги: анонимный канон без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Песненную воспеваем») – со второй песнью; кондак плагального второго (т.е. шестого) гласа «Вечно сияющие светила...» с икосом, дополнительные стихиры-подобны, седальны и ексапостиларии.



 
PR-CY.ru