МАКСИМИЛИАН - Страница 3

В прологе описывается былое величие Лавриакской церкви, которая именуется «митрополией и архиепископией», а также родины Максимилиана – Целеи, якобы многолюдного и процветающего города, который, «подобно второй Трое», был уничтожен варварами. Святой родился в знатной и богатой семье, был воспитан благочестивым пресвитером Оранием; в 13 лет лишился отца, в 19 лет – матери. Раздав имущество бедным, Максимилиан жил как аскет. Согласно Житию, «архиепископом» Лавриака в это время был святой Квирин (скорее всего, по мнению исследователей, имеется в виду мученик Квирин, епископ Сисции), якобы сын и соправитель императора Филиппа Араба, принявшего христианство под влиянием Оригена; после гибели императора от рук фанатичного язычника Деция началось жестокое гонение на христиан. Квирин, занявший в то время патриарший престол в Аквилее, был убит тираном Диоклетианом. Максимилиан, избранный на Лавриакскую кафедру после гибели Квирина, отправился в Рим, чтобы получить у епеископа (папы) Сикста II (257–258 гг.) «апостольское благословение». На протяжении многих лет он усердно проповедовал христианство. В 288 г. к власти пришли император Марк Аврелий Кар и его сыновья Карин и Нумериан, которые стали преследовать христиан. Посланный ими в Целею тиран Эвлазий потребовал, чтобы христиане принесли жертву в храме Марса. Максимилиан добровольно явился к тирану и вступил с ним в диспут, исповедав Христа. Разъярённый гонитель велел отрубить голову святому (христиане тайно похоронили Максимилиана). 12 октября 281 г. (в некоторых рукописях – 288 или 289 г.). Через 220 лет святой Руперт обрёл мощи Максимилиана, увидев чудесные огни, сиявшие над местом их погребения; епископ построил много церквей во имя святого. Далее в Житии описывается несколько чудес Максимилиана, среди которых – спасение Пассау от разорения во время конфликта между королём Отакаром II и Генрихом I, герцогом Нижней Баварии (октябрь 1265 г.). Житие завершается пространной похвалой «архиепископской» кафедре Лавриака-Пассау, заимствованной из сочинений Альберта Бехайма. Уже в начале XIV в. Житие получило распространение в Австрии и Южной Германии. Краткие редакции текста были включены в локальные версии «Золотой легенды» Иакова из Варацце, в «Малый Австрийский легендарий» (первая половина XIV в.) и другие агиографические своды; сокращённый немецкий перевод сохранился в составе «Эльзасской Золотой легенды» (середина XIV в.). С XV в. почитание Максимилиана получило распространение не только в епископстве Пассау, но и в соседних диоцезах Вена, Регенсбург, Фрайзинг и др. Максимилиан считался одним из святых покровителей императорской династии Габсбургов и баварской династии Виттельсбахов; император Максимилиан I (1493–1519 гг.) был наречён в честь этого святого. Мощи Максимилиана хранились в кафедральном соборе в Пассау; во время городского пожара (1662 г.) на гробницу святого обрушился свод храма, бóльшая часть мощей была утрачена. Оставшиеся частицы мощей хранятся в серебряном реликварии. Память Максимилиана, «который считается епископом Лавриака», указана в «Римском Мартирологе». Поминовение святого совершается в епископстве Пассау (Максимилиан почитается как покровитель диоцеза вместе со святыми Валентином и Конрадом из Парцхама), а также в некоторых других епископствах Австрии и Германии (факультативная память).



 
PR-CY.ru