МАКСИМИЛИАН - Страница 2

Однако, согласно «Breves Notitiae» и «Notitia Arnonis», «целла» Максимилиана была построена на пустом месте; у исследователей нет сведений о том, что ей предшествовали более ранние римские сооружения, а причина её посвящения Максимилиану им неясна. При раскопках под средневековой приходской церковью во имя Максимилиана в Бишофсхофене (1953 г.) археологам не удалось найти следы римских построек. Кроме того, в «Житии святого Руперта» не упоминается об основании «целлы». Таким образом, вопрос о происхождении почитания Максимилиана остаётся открытым. Самые ранние сведения о литургическом поминовении Максимилиана исследователи относят к эпохе Каролингов. Память святого как исповедника указана под 12 октября в интерполированной версии мартиролога Беды из Зальцбурга (вторая четверть IX в.). Поминовение Максимилиана как мученика под той же датой значится в календаре сакраментария Авраама, епископа Фрайзингского (вторая половина X в.). В дарственной грамоте Карломана, короля Баварии (876–880 гг.), основанному им монастырю Эттинг (ныне Альтэттинг, Германия) упоминается о перенесении в эту обитель мощей «св. Максимилиана, исповедника Христова», и римской мученицы Фелицитаты (9 сентября 878 г.). По мнению исследователей, король привёз мощи Фелицитаты из Италии, но исследователям неясно, можно ли отождествить святого Максимилиана, чьи мощи он поместил в Эттинге, с Максимилианом, в честь которого была названа «целла» в архиепископстве Зальцбург. Начиная с епископа Бурхарда (903–915 гг.), капитул каноников в Эттинге возглавляли епископы Пассау. По указанию епископа Пилигрима (971–991 гг.), занимавшегося восстановлением диоцеза после разрушительных нападений венгров, мощи Максимилиана были перенесены в Пассау. В грамоте императора Оттона III от 30 сентября 985 г. упоминается о том, что в кафедральном соборе «почивают тела святых Валентина и Максимилиана, исповедников Христовых». С деятельностью епископа Пилигрима исследователи связывают появление подложных документов, главным образом, папских посланий, целью которых было обосновать привилегии епископской кафедры Пассау, якобы учреждённой в эпоху Римской империи и первоначально располагавшейся в Лавриаке (ныне Лорх, в черте города Энс, Австрия). С помощью фальсифицированных документов епископ Пилигрим стремился не только ликвидировать зависимость епископства Пассау от архиепископской кафедры Зальцбурга, но и получить права митрополита на моравских и венгерских землях. В более поздних источниках Максимилиан представлен как «архиепископ» Лавриака; в перечне епископов Пассау, составленном деканом соборного капитула Альбертом Бехаймом (ум. в 1260 г.), указано, что святой проповедовал в Целее (ныне Целе, Словения) и принял мученическую смерть при императоре Нумериане (282–284 гг.). Епископ Бернхард фон Прамбах (1285–1313 гг.) принял меры для укрепления почитания святых Валентина и Максимилиана как покровителей епископства Пассау. В 1289 г. мощи святых поместили в скульптурную готическую гробницу, установленную в центральной части собора, перед хором. Тогда же неизвестный клирик из Пассау составил «Житие Максимилиана», содержание которого, по мнению исследователей, почти целиком вымышлено.

 



 
PR-CY.ru