МАТТА АЛЬ-МАСКИН - Страница 3

К числу других заблуждений Матты аль-Маскина исследователи относят: непризнание развода даже в случае прелюбодеяния (согласно Матте аль-Маскину, Коптская церковь, дозволив развод по причине прелюбодеяния, слепо последовала за апостолом Матфеем, «стоявшим на уровне Закона Моисеева», в то время как в Евангелиях от Марка и Луки развод вообще не дозволяется); мнение о том, что заключительная часть Евангелия от Марка принадлежит не евангелисту, а одному из 70 апостолов, восстановившему утерянные ранее главы материалом из других канонических Евангелий; утверждение, что Иуда причастился на Тайной вечере, и др. Некоторые исследователи даже находят в сочинениях Матты аль-Маскина повод для обвинения его в несторианстве (слова о том, что воплощение Логоса «связало и проявило два бытия – бытие Христа до воплощения в личности Логоса и бытие Логоса во плоти в личности Иисуса Христа», понимаются как провозглашение существования личности Бога-Логоса и личности Иисуса Христа). Перу Матты аль-Маскина принадлежат больше сотни книг и триста статей и проповедей. Его наиболее известный исследователям труд («Православная жизнь в молитве») был опубликован в 1953 г. (в 1968 г. переиздан с поправками и дополнениями; в 1997 г. опубликован на французском языке, в 1999 г. – на итальянском, в 2002 г. английский перевод выпустило издательство Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке). Матта аль-Маскин много занимался толкованием творений святых отцов первых веков христианства, пытаясь показать их актуальность для современной жизни. Среди его основных работ – 16-томное толкование на Новый Завет, сочинения об апостоле Павле, об Афанасии Великом, египетской монашестве времён Макария Великого и др. Фундаментальный труд «Евхаристия: Вечеря Господня» представляет собой, по мнению исследователей, подробное рассмотрение истории и смысла этого таинства с опорой на тексты Нового Завета и святоотеческую литературу, богословский анализ литургии, в частности, совершаемой коптами литургии апостола Марка. В сочинении «Церковь и государство» исследователи видят неодобрительное отношение Матты аль-Маскина к бурному организационно-материальному развитию Коптской церкви и ее активному участию в политической жизни, которые стали особенно заметны в период патриаршества Шенуды III. Автобиография Матты аль-Маскина, составленная в 1978 г., была издана монастырём преподобного Макария вместе с воспоминаниями о нём. Последователи Матты аль-Маскина, как и раньше, группируются вокруг монастыря преподобного Макария. Среди них – Басилийус (Василий) аль-Макари, который выдвигался в качестве кандидата на выборах патриарха в 2012 г. и продолжает критиковать наследие патриарха Шенуды III с позиций Матты аль-Маскина; Илишаа (Елисей) аль-Макари, занимающийся возрождением монашества в Вади-эр-Раян, и др.



 
PR-CY.ru