МОНТАН, ЛУКИЙ (ЛУЦИЙ), ФЛАВИАН, ИУЛИАН, ВИКТОРИК и другие - Страница 4

Незадолго до исполнения приговора Флавиан рассказал анонимному автору второй части Мученичества, что он также был удостоен от Бога видений: ему являлись священномученик Киприан, епископы Павел и Суккес и ободряли накануне предстоящей мученической кончины. Перед смертью мученик дал наставления собравшимся на месте его казни, призвав их к миру и любви, а также советовал назначить пресвитера Лукиана епископом. Место описываемых событий в Мученичестве не обозначено, однако для исследователей очевидно, что святые пострадали в Карфагене вскоре после мученической кончины священномученика Киприана Карфагенского, казнённого 14 сентября 258 г., согласно второму эдикту императора Валериана (253–260 гг.), которым предписывалось преследовать епископов, пресвитеров и диаконов, а также всех знатных христиан. В отличие от большинства исследователей Тимоти Дэвид Барнс предположил, что умерший проконсул, о котором говорится в Мученичестве и под которым следует понимать Галерия Максима, осудившего на казнь священномученика Киприана, скончался не от болезни, а в результате ран, полученных во время восстания. Участниками, а возможно, и организаторами этого восстания были христиане Карфагена. Епископы Левкий, Суккес и Павел, представшие в видениях Монтана, и Флавиана, известны исследователям как участники Карфагенского собора 256 г. Первый занимал епископскую кафедру Тевесты (ныне Тебесса, Алжир) и пострадал около 258 – 259 гг. в Карфагене, второй был епископом Аббир-Германикианы, третий – Оббы (ныне Дахмани (Эбба-Ксур), Тунис). Епископы Суккес и Павел упоминаются в письмах священномученика Киприана: именно Суккесу священномученик Киприан адресовал своё предпоследнее письмо с разъяснениями о втором эдикте императора Валериана. На основании трактата Оптата, епископа Милевского (ум. во второй половине IV в.), «Против донатиста Пармениана» исследователи предполагают, что пресвитер Лукиан, которого Флавиан перед казнью предложил назначить епископом, действительно возглавлял кафедру Карфагена после смерти Флавиана. Почитание мучеников не получило широкого распространения. Исследователи полагают, что после VI в. мощи Монтана и некоего святого покоились в алтаре базилики, располагавшейся в Хеншир-эль-Бегер недалеко от Тевесты, о чём свидетельствуют найденные там надписи. В XI в. мощи Лукия могли находиться в монастыре Сан-Микел-де-Куша (Сен-Мишель-де-Кюкса). В Карфагенском календаре (первая половина VI в.) под 23 мая обозначена память Монтана и Лукия, под 25 мая упоминаются Флавиан и некая Септимия. В «Мартирологе» Иеронима Стридонского под 23 мая содержится память Монтана, Лукия, Виктора, Иулиана, Викторика и Донитиана с указанием «в Африке»; под 24 февраля в «Мартирологе» Иеронима Стридонского содержатся имена Флавиана, Викторика и Иулиана (в искажённой форме – Туллиан), под которыми болландисты предложили понимать мучеников, пострадавших вместе с Монтаном и Лукием. В западных «исторических» Мартирологах IX в. память мучеников не обозначена. Исследователи полагают, что имена Монтана и Флавиана содержатся в литаниях из аббатства Корби. В 1580 гг. кардинал Цезарь Бароний внёс в «Римский Мартиролог» память Монтана, Лукия, Флавина, Иулиана, Викторика и пострадавших с ними под 24 февраля, назвав мучеников учениками священномученика Киприана. В современной редакции «Римского Мартиролога» память и краткая заметка о святых перенесены на 23 мая.



 
PR-CY.ru