МОНТАН, ЛУКИЙ (ЛУЦИЙ), ФЛАВИАН, ИУЛИАН, ВИКТОРИК и другие

МОНТАН, ЛУКИЙ (ЛУЦИЙ), ФЛАВИАН, ИУЛИАН, ВИКТОРИК и другие (ум. в 259 г.) – мученики (память в Западной церкви 24 февраля, 23 мая), пострадали в Карфагене (близ современного города Тунис). Сведения о святых сообщаются в Мученичестве, которое было написано на латинском языке, как полагают исследователи, вскоре после кончины мучеников и сохранилось не меньше чем в 13 рукописях IX–XV вв. Издатель текста Франсуа Дольбо предложил разделить рукописи, содержащие Мученичество, на две основные семьи: к первой семье (семья α) относятся две рукописи (конец XII в., XIII в.), в которых текст озаглавлен как «Деяние и видение мучеников Луция, Монтана...» («Actus et visio mm. Luci Montani et ceterorum comitum quod est decimo kal. Iunii») и помещён под 23 мая. В остальных рукописях (семья β и её «ветви») текст назван «Мученичество святых Монтана и Гемелла» («Passio sanctorum (sancti) Montani et Gemellis») и в большинстве из них находится под 24 февраля. Пиус Франки де Кавальери предложил понимать под вторым именем, указанным в заглавии, топоним, который встречается в актах Карфагенского собора 256 г. Существует также сокращённый вариант Мученичества, известный по четырём рукописям XV–XVII вв. Впервые Мученичество было опубликовано кёльнским картузианцем Лаврентием Сурием, который использовал одну известную ему рукопись. Лаврентий Сурий поместил Мученичество под 24 февраля, разделил текст на четыре параграфа и на полях разместил отсылки к библейским текстам. Впоследствии текст, опубликованный Лаврентием Сурием, претерпел четыре переиздания с различными изменениями и уточнениями (1576, 1581, 1617, 1875 гг.). Будущий кардинал Цезарь Бароний опубликовал Мученичество в «Церковных анналах» под 262 г., используя, по его собственным словам, текст, изданный Лаврентием Сурием, и «более древние рукописи». Впоследствии Пиус Франки де Кавальери опроверг данное утверждение, показав, что кардинал не располагал средневековыми манускриптами. Новые публикации Мученичества с привлечением дополнительных рукописей осуществили болландист Готфрид Хенскенс в 1658 г., который впервые разделил текст на 24 главы, и маврист Тьерри Рюинар. Первое критическое издание подготовил Пиус Франки де Кавальери, которому спустя десять лет посчастливилось открыть наиболее раннюю рукопись, содержащую Мученичество (около 840 г.). Исследователь провёл коллацию рукописи с изданием и сделал важные критические замечания, которые опубликовал отдельно, что вызывало неудобства при их использовании. Издание и текстологические уточнения, сделанные Пиусом Франки де Кавальери, легли в основу более поздних публикаций, из которых «классической» принято считать работу Герберта Музурилло. Новое критическое издание с привлечением всех известных рукописей осуществил Франсуа Дольбо. Также были выполнены переводы Мученичества на английский, испанский, итальянский, французский и русский языки. Повествование, как полагают исследователи, можно разделить на две части, которые различаются по литературному стилю и жанру. Первая часть – это соборное послание находящихся в заточении христиан к единоверцам, записанное Флавианом, который получил хорошее образование, был оратором и имел учеников среди язычников.

 



 
PR-CY.ru