ЛАМБЕРТ - Страница 3

Самая значительная новация Ламберта – утверждение о более высоком статусе перфектной лонги из трёх темпусов как источнике всех прочих нотных длительностей, в чём видно расхождение с Иоанном де Гарландиа, который в соответствии с метрической традицией говорил о лонге имперфектной (из двух темпусов) как о «правильной лонге» (recta), а о лонге из трёх темпусов – как о «лонге сверх мензуры» («ultra mensuram»). Исследователи полагают, что эта идея – общая у Ламберта с Франко Кёльнским; приоритет здесь принадлежит именно Ламберту, который судит о длительностях, исходя из представления о «совершенстве» (perfectio) и «несовершенстве» (imperfectio), со ссылками на Святую Троицу (перфектная лонга, по его выражению, «копия первоисточника в душе Творца», т.к. «Господь радуется нечётному тройному числу»). У Франко в этом контексте ссылки на Св. Троицу носят менее развернутый характер. При этом понятие перфекции у Ламберт Л., как и у Франко Кёльнского, более обобщённое, чем перфектная лонга: оно подразумевает различные комбинации лонги и бревиса, двух бревисов (прямого и альтерированного), которые составляют в сумме длительность из трёх темпусов, равную перфектной лонге. Таким образом, у Ламберта появляется понимание трёхдольной мензуры как квазитактовой единицы из трёх темпусов, в которой формулы старых модусов (а также новых, добавленных Ламбертом) могут комбинироваться в рамках более абстрактной модели. Сходным образом он делит правильный бревис на три равных или два неравных семибревиса (один прямой, другой альтерированный, удвоенный), проецируя отношения лонга – бревис на следующий уровень мензуры: бревис – семибревис. Рассматривая лигатуры и их ритмическое значение, Ламберт склонен ориентировать читателя, скорее, на их собственные графемы, нежели на положение в лигатурной цепочке (контекст). Равно и в отношении пауз он даёт точные указания сообразно протяжённости их графем (вертикальных чёрточек через нотный стан). Все перечисленные пункты (с вариациями) присутствуют также у Франко Кёльнского. Главное отличие Ламберта от Франко Кёльнского и других мензуралистов XIII в. – изложение теории модусов, которых у него девять (у Франко Кёльнского их пять). Помимо стандартных шести модусов Иоанна де Гарландиа, в последовании которых он делает перестановку (первым модусом, как и у Франко Кёльнского, у него выступает пятый модус Иоанна де Гарландиа, из одних перфектных лонг, согласно убеждению в том, что перфектная лонга «первородна по благодати Божией» и содержит в себе возможности всех прочих модусов), три дополнительных включают длительности меньше бревиса, т.е. семибревисы, с примерами из мотетов, в которых каждый семибревис подтекстован собственным слогом текста; исследователи отмечают, что это отражает практику мотетов последней трети XIII в. с так называемыми семибревисными группами, произносимыми в декламационной манере, при этом Ламберт делает замечание о трудностях исполнения семибревисов. Ламберт приводит примеры мотетов (более 12) из современного ему репертуара, которые можно найти в собраниях Монпелье и Бамберга и др., в том числе в музыкальном приложении парижского манускрипта XIII в., который содержит также копию самого трактата. Исследователи отмечают, что теоретические идеи Ламберта (как и Франко Кёльнского) хорошо согласуются с данным музыкальным материалом и могли способствовать стабилизации практики нотирования в направлении системы Франко Кёльнского.



 
PR-CY.ru