ЛИУДГЕР - Страница 5

Исследователям известно большое количество преданий о чудесах святого, которые частично были зафиксированы в Житиях IX в., частично сохранялись в устной традиции и были записаны позднее. В грамоте от 18 августа 847 г. храм в Вердене, где покоились мощи святого, впервые именуется «церковью св. Спасителя и св. отца Лиудгера». В 1074 г. была возведена церковь во имя святого в Биллербекке, на месте его кончины. Центром почитания святого являлся Верден, а в Мюнстерском епископстве, основателем которого считался Лиудгер, культ святого был менее распространён (одна из важнейших причин – отсутствие в епископстве Мюнстер реликвий Лиудгера). В мюнстерском «Миссале», составленном в 1413 г., культ Лиудгера почти не получил отражения; важнейшими местными святыми были апостол Павел, святой Ламберт, святой Мартин и святой Николай. Лишь в конце XV в. почитание Лиудгера, основателя Мюнстера, поддержали немецкие гуманисты. Житие святого было переведено на нижненемецкий язык; в 1515 г. в Мюнстере было напечатано латинское Житие, написанное Цинцинниусом. Эпизоды Жития Лиудгера включены в роспись алтарной части церкви святого Иоанна в Биллербекке (около 1460 г.). В Вестфалии существовали церкви и братства, названные в честь святого. Распространение почитания Лиудгера в эпоху Контрреформации было связано с деятельностью каноников соборного капитула Мюнстера и проповедников-иезуитов Изображения святого были помещены на алтарной преграде кафедрального собора и в церкви во имя Лиудгера (Лудгерикирхе) в Мюнстере. Образ Лиудгера связывали с идеалом епископского служения. Утверждению почитания Лиудгера как покровителя диоцеза и церковного княжества Мюнстер способствовал епископ Кристоф Бернхард фон Гален (1650–1678 гг.). По его указанию в 1664 г. в кафедральном соборе была освящена капелла во имя Лиудгера; в соборе и в церкви Лудгерикирхе, а также в Биллербекке поместили частицы мощей святого, доставленные из Вердена. В конце XVII – XVIII вв. Лиудгера стали почитать как основного святого покровителя Мюнстерского епископства; его изображения находились почти во всех церквах диоцеза. После спада в почитании святого, вызванного в том числе Просвещением и наполеоновскими войнами, в 1820–1830 гг. возродился интерес к образу Лиудгера, который связывали с локальным патриотизмом, христианизацией и культурным просвещением языческой Вестфалии. В мае-июне 1860 г. в Вердене состоялись юбилейные торжества в честь 1000-летия кончины святого. Праздник в честь Лиудгера стал ежегодным и оказал влияние на распространение культа святого в Северо-Западной Германии и Нидерландах. В октябре 2007 г. – мае 2008 г. Феликс Генн, епископ Мюнстерский, провёл каноническое освидетельствование мощей Лиудгера в Вердене. Была подтверждена аутентичность останков святого и приняты меры к их консервации. Память Лиудгера указана в «Римском Мартирологе» под 26 марта. В этот день поминовение святого совершается в ряде диоцезов Германии, прежде всего, в епископствах Мюнстер и Эссен, покровителем которых считается Лиудгер. Святой чаще всего изображается в епископском облачении и с посохом; один из наиболее популярных атрибутов – дикий гусь, упоминаемый в легендах о Лиудгере.



 
PR-CY.ru