ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон - Страница 6

В этой идее исследователи видят влияние оригинальной трактовки перихорезиса в трактате «О Троице» («De Trinitate») Рихарда Сен-Викторского, где речь шла о «взаимном свидетельстве» («mutua attestatio») божественных атрибутов. Необходимость в синкретическом типе доказательства, стирающем границы между операциями «нахождения» («inventio») и «суждения» («judicium»), была обусловлена ориентацией «искусства» на теологические задачи, т.к. в теологии, согласно Раймунду Луллию, область применения доказательства «от причины» («propter quid») весьма ограничена: невозможно априорное доказательство бытия Божия. Кроме того, центральное значение диалектики у Раймунда Луллия вполне созвучно пониманию диалектики, как «науки наук» и «искусства искусств» у Петра Испанского и Ламберта Осерского. Раймунд Луллий выстраивает своё «искусство», подобно аристотелевской диалектике, как технику нахождения ответов на «альтернативные вопросы» посредством применения формализованных типов аргумента («топов» или, в терминологии Раймунда Луллия, «универсалий») к конкретным, или «частным», высказываниям. Топы, по Раймунду Луллию, также фигуры, образуют методологический базис «искусства». В сокращённом иллюстрированном изложении «луллиева искусства», составленном учеником Раймунда Луллия Томасом Ле Мьесиером, приводятся слова Раймунда Луллия, в которых резюмируется полученное им на горе Ранда откровение: «Боже, ради Себя Самого Ты благоволил открыть мне субстанциальные и акцидентальные начала всех вещей и научил свести их к двум фигурам» (имеются в виду первые фигуры «искусства»: А, которой обозначаются девять божественных достоинств, и Т – три триады «принципов отношений» («principia relativa»): «начало, середина, конец», «больше, меньше, равно», «различие, согласие, противоречие»). Раймунд Луллий определяет задачи своего «искусства» как «нахождение среднего термина», т.е. построение аргумента для опровержения заблуждения, нахождение «необходимого вывода» и свободное восхождение и нисхождение разума от всеобщих принципов к частным и наоборот. «Мастер», опираясь, как на вспомогательные средства, на фигуры и алфавит, подбирает средний термин между субъектом и предикатом, избегая противоречия (например, согласие выступает средним термином между добротой и величием) и внося результаты в таблицы матричного типа. Все фигуры у Раймунда Луллия делятся на три вида: 1) одиночные круги, обозначаемые буквами, как в алгебре, и являющиеся символическим представлением классов простых принципов или терминов, также обозначаемых буквами; 2) концентрические круги, посредством вращения которых можно образовывать различные комбинации простых принципов или базовых фигур; 3) таблицы, в которых полученные в результате вращения концентрических кругов сведения графически изображаются в виде бинарных или тернарных комбинаций. Зная алфавит и умея пользоваться фигурами, «мастер» может сочетать между собой принципы и правила (под правилами Раймунд Луллий подразумевает десять универсальных вопросов, под которые можно подвести все частные вопросы) для нахождения истины относительно любого предлагаемого предмета.

 



 
PR-CY.ru