ЛУКРЕЦИЙ Тит Кар - Страница 3

Обе эти составляющие атомарны, поэтому душа возникает и погибает вместе с телом; смерть для неё – не страдание, а избавление от страданий. Люди боятся загробного воздаяния, которое сулят разнообразные религии. Преодоление этого страха, согласно Лукрецию Кару, и есть главное условие земного счастья. В четвёртой книге излагается теория познания, связанная с учением об атомарных образах («simulacra») – тонких истечениях от всех предметов, считавшихся в эпикуреизме основой чувственного восприятия. Теория познания Лукреция Кара – это своеобразная теория отражения; вслед за каноникой Эпикура она основывается на признании наличия атомарных копий реальных предметов, являющихся источником восприятий и представлений. Рассматривая познавательный акт, Лукреций Кар, в частности, отмечал: «...Лишь только мы зеркало видим,/ Тотчас приходит от нас до него доносящийся образ / И, отражённый, опять до наших глаз достигает». В заключительной части книги Лукреций Кар рассматривал разные состояния и аффекты человека, объясняя их материалистически: питание, движение, сон, физические и психологические аспекты вожделения и любви. В пятой книге после пространного восхваления Эпикура излагается антителеологическая концепция развития природы и человеческого общества, а также представляется учение о богах. Лукреций Кар учил, что «нужда» лежит в основе развития человеческой культуры; в этом он был близок к Демокриту. Представление об изначальной целесообразности и о разумности происхождения объективного мира Лукреций Кар объявляет «коренным заблуждением», «грубой ошибкой», «превратным суждением», извращающим «отношения вещей». По его словам, «для применения нам ничего не рождается./ То, что родится, само порождает себе примененье». В противовес телеологическим рассуждениям о происхождении живых организмов Лукреций Кар изображал возникновение органического мира в результате случайного соединения атомов, отмечая появление не приспособленных к существованию организмов и их гибель в борьбе за выживание. Боги, согласно Лукрецию Кару, не вмешиваются ни в дела мира, ни в жизнь людей. Он называл «вымыслом» мнение, «что для людей изготовить изволили боги дивную мира природу». Будучи сторонником представления о естественном возникновении религии, Лукреций Кар замечает, что люди, наблюдая за «строгим порядком», существующим в природе, «богам поручали всё это,/ Предполагая, что всё направляется их мановеньем». Учение Лукреция Кара о богах, которое, по мнению части исследователей, являлось лишь маскировкой атеизма, образует важный и неотъемлемый элемент его философской доктрины. Теология Лукреция Кара, так же как и раньше у Эпикура, тесно связана с теорией познания и этикой. Боги, существующие в пространствах между мирами, представляют собой тончайшие атомарные образы. Кроме того, они выполняют функцию эпикурейского этико-эстетического идеала. Подобно другим представителям эпикурейской школы, Лукреций Кар придал новое значение понятию благочестия, лишив его связи с государственной религией; благочестивым поведением он считал «созерцание при полном спокойствии духа», т.к. оно является подражанием жизни богов. Шестая книга посвящена объяснению причин природных феноменов, вызывающих у людей суеверные страхи. Продолжая традиции Демокрита и Эпикура в решении проблемы происхождения почитания богов, Лукреций Кар выражал мнение, что страх и невежество являются источниками традиционной религии, связанной с ложным представлением о богах.

 



 
PR-CY.ru