ЛЕОНИД, Протасьев - Страница 3

В 1579 г. по благословению Леонида для храма святых Бориса и Глеба в Рязани был отлит «колокол в 100 пудов меди». В 1583 г. он благословил основание Никольского монастыря возле села Старое Чернево на правом берегу реки Цны. В Муроме, втором по значимости городе епархии, находился двор Леонида, упомянутый в сотной грамоте 1573/1574 г.: «На посаде… в Успенской улице двор владыки Резансково, а живут на нем десятильники». В Ряжске приказчики по царскому указу выделили место для построения дома для приезжающих владычных десятинников. Леонид сохранял связи с обителью, где был пострижен. Во вкладной книге Иосифова монастыря говорится о его вкладе в обитель в размере 1240 руб. Это был самый значительный из денежных вкладов, когда-либо сделанных волоколамскими пострижениками. Имя Леонида было внесено в Кормовую книгу монастыря. По благословению Рязанского владыки был переписан комплект богослужебных Миней, содержащих в том числе службы «новым чудотворцам» (Минеи иерарх пожаловал затем Иосифову монастырю). Исследователи полагают, что ему же, скорее всего, принадлежит ещё один книжный вклад в монастырскую библиотеку: «Канунник в осминку… прислал владыка Резанской». Борис Михайлович Клосс атрибутирует Леониду сборник Российской государственной библиотеки, в который помещено произведение рязанской литературы XVI в. – «Повесть о Николе Зарайском». Сборник исследователи датируют 1573 г., временем архиерейской хиротонии Леонида. В рукописном сборнике Российской государственной библиотеки первой половины XVI в. с материалами к Стоглавому Собору 1551 г. есть запись старца Евфимия (Туркова): «Сий соборник владыки Леонида Рязанского и Муромского, переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня» (очевидно, рукопись с текстами, в которых обсуждался вопрос о монастырском землевладении (в том числе «Собрание некоего старца» Вассиана (Патрикеева)), была отреставрирована по распоряжению Леонида в 1576 г.). В 1585 г. Леонид дал вкладом в Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь («в дом Пречистыа Богородицы честнаго Еа Рождества на Солотшу»), самую большую и авторитетную обитель Рязанской земли, «Книгу правило святых отец… по своей души на память и по своих родителех». В конце 1585 г. на царском приёме по случаю праздника Рождества Христова Ростовский архиепископ Евфимий не позволил «с собою ести» Леониду и «позоровал» его, называя «осифовских пострижеников… не осифовляны, но жидовляны». В связи с этим Рязанский владыка послал челобитную царю Фёдору Ивановичу, в которой, в частности, назвал имена волоколамских пострижеников, бывших иерархами Русской церкви. Исследователи полагают, что данный скандал привёл к снятию с кафедр и Евфимия, и Леонида в 1585–1586 гг. К тому времени государственная власть прекратила практику выдвижения волоколамских пострижеников на высшие архиерейские должности в церковной иерархии. В литературе XIX–XX вв. высказывалось ошибочное, по мнению исследователей, предположение, что в связи с последовавшей в 1588 г. канонизацией Василия Блаженного Московского (ум. в 1557 г.?) Леонид составил его Житие и Похвальное слово ему.



 
PR-CY.ru