ЛЕКЦИОНАРИЙ - Страница 2

Лекционарии, содержащие евангельские или апостольские чтения, состояли из трёх разделов: 1) синаксарий, содержащий чтения подвижной части годового круга богослужения; 2) менологий, содержащий чтения неподвижной части годового круга; 3) дополнительные чтения (общие чтения, чтения «на разные потребы» и т.п.). В зависимости от состава синаксарного раздела различаются: воскресные лекционарии, содержащие воскресные чтения; субботне-воскресные лекционарии, содержащие субботние и воскресные чтения; краткие лекционарии, содержащие субботние и воскресные чтения; седмичные чтения в период от Пасхи до Пятидесятницы, полные лекционарии, содержащие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пятидесятницы до подготовительных недель Великого поста. Кроме того, существовал особый праздничный лекционарий, содержавший чтения на главные праздники. В комплекторных частях полных евангельских лекционариев седмичные чтения из «Евангелия от Марка» обычно разделялись на две части, одна из которых читалась в период от Пятидесятницы до Нового лета после седмичных чтений из «Евангелия от Матфея», а другая – в период от Нового лета (понедельника по Воздвижении) до Великого поста после седмичных чтений из «Евангелия от Луки», однако в периферийных регионах византийской литургической традиции один и тот же набор седмичных чтений из «Евангелия от Марка» мог использоваться в комплекторных частях в период чтения и «Евангелия от Матфея», и «Евангелия от Луки». Формирование как апостольских, так и евангельских лекционариев происходило на основе новозаветных текстов, расположенных в традиционном порядке следования, и лекционарного указателя. В славянской литургической традиции для обозначения новозаветного лекционария использовался термин «апракос» (от греч. – «нерабочий», т.е. выходной, праздничный). Соответственно различаются полные апракосы, краткие апракосы и различного типа сверхкраткие апракосы (в том числе субботне-воскресные и воскресные). Наиболее известными представителями славянских апракосов являются «Остромирово Евангелие» 1056 г. (краткий апракос), «Мстиславово Евангелие» начала XII в. (полный апракос с обычным распределением седмичных чтений) и Мирославово Евангешие» конца XII в. (полный апракос с особым распределением седмичных чтений). В современной практике Русской православной церкви и церквей, зависящих от русской богослужебной традиции, в отличие от Греческих церквей вместо апракосов используются литургические книги с непрерывным текстом – Праксапостол и Четвероевангелие (или Евангелие-тетр), оснащённые лекционарным аппаратом с указателем чтений. Реформы второго Ватиканского собора свели все тексты библейских чтений мессы, распределённые по дням церковного года,  в отдельную книгу -- лекционарий (1981 г.)



 
PR-CY.ru