ЛЕКЦИОНАРИЙ

ЛЕКЦИОНАРИЙ – литургическая книга, содержащая чтения из Священного Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой. В христианских литургических традициях (византийской, римской, сирийской, коптской и т.д.) исследователям известны лекционарии двух основных типов: ветхозаветные и новозаветные (последние представлены богослужебными «Апостолом» («Эпистоларием») и «Евангелием» («Евангелиарием», «Евангелистарием»). В некоторых традициях существуют лекционарии смешанного типа (например, в римской – лекционарии мессы и лекционарии оффиция, содержащие по порядку все чтения мессы и служб суточного круга соответственно; в коптской традиции лекционарий («Катамарус») разделён на тома, соответствующие периодам литургического года, и содержит чтения из Ветхого Завета и Нового Завета для всех служб). Византийский лекционарий, содержащий ветхозаветные чтения, назывался «Профитологием» (в славянской литургической традиции – паримийник). «Профитологий» в отличие от новозаветного лекционария начинался с Рождества Христова, праздники годового подвижного и неподвижного кругов в нём не были разделены. Отличие структуры «Профитология» от структур византийских новозаветных лекционариев послеиконоборческого периода и структуры «Типикона Великой церкви», с одной стороны, и совпадение её со структурами древних иерусалимского лекционария и римского лекционария, которые начинались с Рождества Христова и в которых не были разделены подвижная и неподвижная части богослужебного года, с другой стороны, указывают на зависимость структуры «Профитология» от структуры византийских лекционариев доиконоборческого периода. Всего исследователям известно больше 2400 греческих новозаветных рукописей лекционариев. Самые ранние образцы лекционариев сохранились в рукописях V–VII вв., но из-за фрагментарности сделать исследователям какие-либо выводы на их основании невозможно. Константинопольский лекционарий доиконоборческого периода, который содержал новозаветные и/или ветхозаветные чтения, расположенные в соответствии с византийской лекционарной системой доиконоборческого периода, не сохранился. Исследователи полагают, что его структура была похожа на структуру византийского «Профитология». Византийский лекционарий послеиконоборческого периода содержал либо ветхозаветные, либо новозаветные (апостольские или евангельские) чтения, определявшиеся лекционарной системой послеиконоборческого периода.

 



 
PR-CY.ru