ЛЕВ ДИАКОН - Страница 2

Исследователи полагают, что гипотеза о тождестве Льва Диакона с Синнадским митрополитом Львом имеет ещё меньше оснований, она была отвергнута научным сообществом. «История» в десяти книгах охватывает события с 959 по 976 гг., т.е. от смерти Константина VII Багрянородного до конца правления Иоанна I Цимисхия. Лев Диакон намеревался продолжить работу и описать первые годы правления Василия II, однако этот замысел не был осуществлён. Исследователи отмечают, что основное содержание сочинения составляет, прежде всего, военная история в период правления Никифора II Фоки (963–969 гг.) и Иоанна I Цимисхия (969–976 гг.); к событиям, которые происходили в царствование Василия II Болгаробойцы, Лев Диакон обращался только в малочисленных экскурсах в десятой книге. Прославление побед императоров Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия шло вразрез с господствовавшей при Василии II Болгаробойце политической линией, направленной на их очернение, таким образом, труд Льва Диакона имел «откровенно антиправительственный характер». М.Я. Сюзюмов считал, что работа над «Историей» началась после поражений Василия II Болгаробойцы в ходе болгарской кампании в 986 г. и была завершена до 991 г. На это указывает общий пессимистический тон сочинения, автор которого явно не знает о победах византийцев в начале 990 гг., а также о Крещении Руси и рассуждает об эсхатологических ожиданиях византийцев в связи с приближающимся 6500 г. от сотворения мира (992 г. н.э.). Лев Диакон прекратил работу над «Историей», не считая возможным ни писать её дальше, ни публиковать уже написанные книги. Впоследствии он вносил в текст исправления. Лев Диакон преимущественно интересовался военной историей, но в некоторых случаях обращался и к церковной истории, например, писал о каноничности брака Никифора II Фоки с Феофано, об условиях, выдвинутых Константинопольским патриархом Полиевктом для коронации Иоанна I Цимисхия, о гибели Антиохийского патриарха Христофора и избрании новым патриархом отшельника Феодора, о ссылке патриарха Василия I Скамандрина. В то же время Лев Диакон не упомянул об основании Великой Лавры на Афоне, о духовной связи Никифора II Фоки с преподобным Афанасием Афонским. «История» Льва Диакона – основной источник для исследования русско-византийских отношений во второй половине X в., походов князя Святослава Игоревича на Балканы, чьи воинские доблести и полководческие таланты, несмотря на языческую веру росов, Лев Диакон оценивал очень высоко. Интерес для исследователей представляют этнографические описания Льва Диакона загробных верований и погребальных обрядов росов. Он подробно рассказывает о миссии патрикия Калокира к росам (в терминологии Льва Диакона – к «тавроскифам») в 967 г. с целью склонить их к походу против болгар; о переписке Иоанна I Цимисхия со Святославом, которая завершилась угрозами со стороны росов осадить Константинополь и битвой при Аркадиополе весной 970 г.; о походе Иоанна I Цимисхия весной 971 г. и битве за Преслав; о битве при Доростоле и гибели Святослава. Вопрос об источниках, которыми пользовался Лев Диакон, решался исследователями по-разному.

 



 
PR-CY.ru