ЛАТИТУДИНАРИИ - Страница 2

Такой подход, с их точки зрения, должен был способствовать объединению в рамках Церкви Англии представителей различных христианских течений (прежде всего, арминиан и кальвинистов) без достижения едва ли возможного теологического компромисса между ними. Впрочем, их веротерпимость не распространялась на католиков, атеистов и наиболее радикальных диссентеров, которые преследовались по закону. Безразличие латитудинариев к доктринальным вопросам, литургической практике и проч., а также их склонность к «умеренности» («moderation») были связаны с тем, что важнейшей составляющей религии они считали этическую сторону христианства. Вслед за кембриджскими платониками латитудинарии критиковали моральный релятивизм, провозглашённый в частности, Томасом Гоббсом и Барухом Спинозой, полагая, что понятия о добре и зле абсолютны, а потому именно они должны относиться к фундаментальным общепризнанным основам религии. Рационализм латитудинариев также определил их отношение к новым идеалам науки и натурфилософии, сформировавшимся в ходе научной революции. Латитудинарии не только рассматривали экспериментальную науку как наиболее надёжный путь для объяснения мира, но и пытались применить подобный «научный» подход в своих этических рассуждениях. С самого начала их деятельности латитудинарии подверглись активной критике, особенно со стороны пуритан, отвергавших идеи веротерпимости и религиозной умеренности. После Реставрации, впрочем, взгляды латитудинариев получили достаточно широкое распространение среди духовенства Церкви Англии, так что отдельные исследователи даже склонны считать латитудинариев выразителями мнений большинства англиканских священников последних десятилетий XVII в. Тем не менее, несмотря на достаточно высокое положение, которое занимали многие латитудинарии в церковной иерархии (так, например, Тиллотсон в 1691–1694 гг. был архиепископом Кентерберийским), их взгляды не стали частью официального англиканского учения, в том числе и из-за несогласия значительной части епископата. В то же время терпимость и индифферентность многих доктринальных вопросов были популярными среди англиканского духовенства последующих эпох, а само слово «латитудинарии» стало применяться более широко, для характеристики сторонников подобных взглядов. Во второй половине XIX в. эти взгляды легли в основу идеологии так называемой Широкой церкви – течения в англиканстве, представители которого, как и латитудинарии в XVII в., призывали к объединению протестантов различных направлений в рамках Церкви Англии.



 
PR-CY.ru