ЛАТИТУДИНАРИИ

ЛАТИТУДИНАРИИ (англ. latitudinarians от «latitude» – «широта») – группа английских теологов середины XVII – начала XVIII вв., выступавших за объединение всех течений протестантизма в рамках официальной Церкви Англии и считавших различия во взглядах на литургическую практику, церковное устройство и других вопросах вероучения малозначимыми. Истоки латитудинаризма связываются, как правило, с кружком интеллектуалов, собиравшихся в 1630 гг. в усадьбе Л. Кэри, виконта Фолкленда, в Грейт-Тью в Оксфордшире, а также с деятельностью группы кембриджских платоников в 1640 гг. (на последних иногда ретроспективно распространялось название «латитудинарии»). Термин «latitude-men» возник как уничижительное название группы теологов в конце 1650 – начале 1660 гг. Современники, которые его использовали, пытались таким образом, как полагают исследователи, обвинить теологов в лицемерии, политическом оппортунизме и симпатиях к арминианству. Впервые термин зафиксирован в анонимном апологетическом трактате «A Brief Account of the New Sect of Latitude-Men» («Краткий отчёт о новой секте латитудинариев», 1662 г.), написанном, как полагают исследователи, Илийским епископом С. Патриком (1626–1707 гг.). К числу наиболее видных латитудинариев исследователи относят С. Патрика, Дж. Тиллотсона (1630–1694 гг.), Э. Стиллингфлита (1635–1699 гг.), Дж. Уилкинса (1614–1672 гг.), Дж. Гланвила (1636–1680 гг.), Э. Фаулера (1632–1714 гг.), Г. Бернета (1643–1715 гг.). Многие из них начали службу в Церкви Англии ещё в 1650 гг., однако даже в тот период не были особенно ревностными сторонниками пуританизма. После Реставрации 1662 г. латитудинарии безоговорочно приняли новый «Акт о единообразии», восстановивший официальный статус «Книги общих молитв» 1549 г. и «Тридцати девяти статей», и позднее они не раз декларировали свою приверженность «установленной законом» Церкви Англии и отвергали всякие обвинения в отступлении от англиканской ортодоксии, понимаемой ими в историческом смысле. Латитудинарии были сторонниками естественной теологии и последователями кембриджских платоников. Основой их взглядов было представление о «разумности» («reason») и об «истинности» («truth», или «verity») христианского учения. Впрочем, их позиция отличалась известной неопределённостью: ни одно из произведений не содержит ясной формулировки понятия истинности. Причину этого исследователи видят в критическом отношении к «узости» мнений, которой латитудинарии противопоставляли «широту» («latitude») взглядов. Последняя понималась ими двояко: с одной стороны – как развитие концепции адиафоры, предусматривавшей разделение положений вероучения на несомненные фундаментальные и «неважные», допускавшие различные трактовки, с другой – как разграничение частного мнения и публичной деятельности с подписанием официальных документов.

 



 
PR-CY.ru