ЛАНСКИЙ СОБОР - Страница 2

У южного рукава трансепта высится ещё одна башня, напоминающая итальянские кампанилы (уже у современников она славилась своей красотой). Архитектор Виллар д'Оннекур (XIII в.) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане». В отдалённости собора от города сказалось, как принято считать, влияние монастырской архитектуры Нормандии, где ярким примером подобного расположения может служить построенное ещё в XI в. на гранитной скале аббатство Мон-Сен-Мишель. Местоположению нового здания, воздвигнутого на том же месте, что и разрушенное, соответствовала непреодолённая и во второй половине XII в. отчуждённость соборного клира, продолжавшего сохранять свою англонормандскую ориентацию, по отношению к городскому населению. Обособленность и обозримость собора, расположенного высоко над городом, определили его внешний облик, рассчитанный на восприятие издалека, на то, чтобы можно было охватить его одним взглядом. Собор с самого начала был задуман как комплекс чётких четырёхгранных объёмов с множественными высотными акцентами, придающими выразительность его силуэту. Второе свойство Ланского собора – это возникшее у его архитектора, впервые с момента рождения готической идеи, принципиальное, программное стремление построить здание как целостный организм. Созданная архитектором концепция собора ещё на стадии проекта предусматривала сооружение не только соборного корпуса, но и фасадов, и башен. Удачей, обусловленной благоприятными обстоятельствами – политической заинтересованностью короля в строительстве собора, богатством капитула и города, стало то, что вся эта концепция действительно была проведена в жизнь, причём за полвека, т.е. в пределах одного эволюционного этапа. Северный портал посвящён детству Христа. Видны сцены Благовещения, Рождества, Возвещения пастухам о рождении Иисуса Христа и Поклонения волхвов. Центральный портал посвящён коронации Девы Марии. Снизу видна сцена Успения Богородицы. Южный портал посвящён Страшному Суду. Источником вдохновения для скульпторов послужила церковь аббатства Сен-Дени. Украшает собор великолепная готическая роза, одна из первых во Франции. Восемь витражей представляют семь свободных искусств и медицину, которые преподавались в епископской школе Лана. Центральный мотив изображает мудрость, полученную от изучения этих дисциплин. Далее видны 12 апостолов, а на последнем цикле 24 старца Апокалипсиса. 80 процентов стёкол – оригинальные, изготовленные между 1190–1120 гг.



 
PR-CY.ru