ЛАНСКИЙ СОБОР

ЛАНСКИЙ СОБОР отличается от большинства французских соборов, романских, современных ему и более поздних, тем, что он стоит не внутри города, в окружении домов, а отдельно, на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине XII в., не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить собой ранее существовавшее, разрушенное во время городского восстания 1111 г. Строительство собора в Лане заняло всю вторую половину XII в. Он был начат в середине 1150 гг. и, в основном, завершён, вместе с тремя фасадами, западным и крыльев трансепта, к 1200 г. Только башни фасадов достраивались в первые десятилетия XIII в., да между 1205 и 1215 гг. был перестроен хор. Городская коммуна Лана была образована в XII в. в результате борьбы горожан с сеньором-епископом. В 1109 г. Лан впервые добился за денежный выкуп прав коммуны, которые были утверждены королём Людовиком VI в 1111 г. Но в 1112 г. коммунальная хартия была аннулирована по требованию епископа Годри – сеньора города. Это привело к восстанию, в ходе которого епископ и его приближённые были убиты. Над телом епископа надругались – один из бунтовщиков отрубил ему палец, чтобы снять перстень. Восстание было подавлено, но горожане продолжали борьбу, и в 1128 г. хартия была восстановлена под названием «Установление мира». В 1331 г. Филипп VI отменил её и подчинил Лан короне. Начало строительных работ монументального западного фасада началось раньше 1200 г. Западный фасад собора представляет собой пример собора двухбашенного старого типа, который последовательно подкреплён в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию. Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. Общая композиция тяжёлых архитектурных масс фасада, создающих сильные контрасты света и тени, частичное сохранение плоскости стены во втором ярусе связаны ещё с романским зодчеством. В нижнем ярусе выступают крыльца, пристроенные к трём порталам и первоначально сообщавшиеся между собой. Отсутствующая «галерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Над ней – две башни, имеющие по нескольку ярусов и украшенные ажурными угловыми лоджиями, всё более стройными и лёгкими по мере приближения к верху. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет (также романский мотив).

 



 
PR-CY.ru