ЛАКРУА Жан - Страница 2

В противоположность рационализму, который утверждает, что все отношения человека с миром безличны, «неперсональны», Жан Лакруа, наоборот, убеждён, что «персонализм есть философия, рассматривающая всякое познание в единстве с человеческой личностью». Утверждая, что познание носит чисто духовный характер, а основным содержанием такого познания является религиозная вера, Жан Лакруа приходит к выводу: персоналистическая теория познания выступает как теория верования. Если рационалистическое познание отделяет человека от объекта, то вера, согласно Жану Лакруа, их сближает. Верование представляет собой высшее постижение реальности. Она есть «встреча» человека с истиной, как и с другими людьми; более того, она является и самым истинным и высшим способом бытия. Верить – это одновременно становиться и быть. Наряду с персонализмом современными философскими концепциями, наиболее одухотворёнными личностными идеями, являются, по Жану Лакруа, экзистенциализм и марксизм. В центре внимания экзистенциализма внутренний мир человека; сторонников марксизма интересует «внешний мир» человека, его обусловленность социально-экономическими, политическими и т.п. условиями; в соединении этих позиций и их переработке в персоналистском плане Жан Лакруа видит путь к построению подлинно современного учения о человеке, которое не должно ориентироваться ни на науку, ни на идеологию, ни даже на философию, коль скоро все они тяготеют к систематизации и схематизму; персонализм – это вдохновение, предмет которого человечество в целом, «универсальное в человеке и человечестве»; оно проявляет себя во всех сферах человеческой жизни – от искусства и религии до политики и экономики. Разделяя мысль Эмманюэля Мунье о «необходимой революции», Жан Лакруа сосредоточил внимание на духовном преобразовании человека, в конечном итоге – на религиозном обращении, на переориентации его внутреннего мира на трансцендентные цели – истину, красоту, благо. В основе социально-политической концепции Жана Лакруа лежит представление о современном мире как о находящемся в состоянии кризиса потребительском обществе, лишающем человека возможности творческой деятельности. Причины такой ситуации кроются в духовной сфере: человек, потеряв религиозную веру, отходит от собственной природы и теряет возможность жить подлинно человеческой жизнью, создавать гармоничный общественный строй. Значительную часть вины за сложившуюся ситуацию Жан Лакруа возлагает на католическую церковь, которая в большинстве стран связана с господствующими классами, обуржуазилась, веру превратила в лицемерную внешнюю обрядность; это, собственно, повлияло на упадок значимости духовных ценностей. Поэтому задачу возрождения современного общества Жан Лакруа непосредственно связывает с задачей возрождения и обновления христианства путём воскрешения е го подлинного смысла. Сочинения: «Itinéraire Spirituel» (1937 г.); «Personne et amour» (1956 г.); «Le sens de l’athéisme modern» (1958 г.); «М. Blondel» (1963 г.); «La sociologie d’А. Comte. 3 éd» (1967 г.); «Spinoza et le probléme du salut» (1970 г.); «Marxisme, existentialisme, personnalisme» (1971 г.); «Le personnalisme comme antiidéologie» (1972 г.); «Le désir et les désirs» (1975 г.); «Philosophie de la culpabilité» (1977 г.); «Kant et le kantisme» (1993 г.).



 
PR-CY.ru