ЛАКРУА Жан

ЛАКРУА Жан (1900–1986 гг.) – французский философ и историк философии, один из ведущих представителей французского персонализма; вместе с Эмманюэлем Мунье (1905–1950 гг.) стоял у истоков этого философского течения. Преподавал философию в лицеях Дижона, Лиона и других городов, с 1968 г. – почётный профессор философии; с 1945 г. руководил философской серией всемирно известного издательства «Presses Universitaires de France» и философской рубрикой ежедневной парижской газеты «Le Monde». В 1932–1957 гг. – активный корреспондент персоналистского журнала «Esprit» (здесь опубликовал свои работы по философии права, проблемам личности, социализма, молодёжи, семьи, атеизма). Жан Лакруа исходил из того, что все философские системы XX в. не в состоянии решить основные проблемы, стоящие перед человечеством; некоторое исключение в этом плане представляют экзистенциализм и марксизм – только они располагают отдельными «одухотворёнными личностными идеалами», но в наибольшей степени способен ответить на запросы современного человека и общества лишь христианский (католический) персонализм. Для Жана Лакруа персонализм не только течение в философии, но и фундаментальный проект человеческой цивилизации. Свою теорию личности Жан Лакруа характеризует как философское, моральное и социальное учение, основанное на признании абсолютной ценности личности, которая, с его точки зрения, является «первичной потребностью» и «конечной целью». Личность – это вид «жизненного порыва», или духовной энергии, исходящей от Бога. Дух первичен по отношению к материи, которая сама по себе пассивна; личность свободна и автономна, хотя и действует в определённых условиях, но эти условия не являются определяющими причинами её действия. Жан Лакруа стремится постичь человеческий опыт со всех сторон и в различных планах, поскольку субъект этого опыта – «пучок со многими побегами». Психологически личность создаётся посредством своих связей с «другим», социологически существует лишь через посредство других людей, метафизически раскрывает своё собственное лицо, становится подлинным «Я» лишь под воздействием Бога. Эту сложность личности Жан Лакруа прослеживает на примере семьи, которую он характеризует как «сплетение биологического, социального и духовного». В семье человек с детства персонализируется и социологизируется, познаёт, что такое свобода и зависимость, долг, права и обязанности. И только в христианской семье это воспитание, по Жану Лакруа, может осуществляться успешно. Истоки личностной позиции в философии Жан Лакруа находит у Сократа, Августина, Платона, Рабле, Мишеля Монтеня, Фридриха Ницше, Гастона Башляра. Теория познания Жана Лакруа непосредственно связана с его пониманием личности. Отбрасывая неотомистскую (см. Неотомизм) теорию познания и её рационалистический метод, Жан Лакруа утверждает, что отправным пунктом персоналистической теории познания должно стать целостное сознание личности о пережитой реальности; истинное познание должно быть субъективным, индивидуальным, т.к. только оно устанавливает непосредственный контакт с конкретным многообразием мира.

 



 
PR-CY.ru