ЛАВЕЛЬ Луи - Страница 2

Но противоречие в концепции «философии духа» проявляется в том, что творческие усилия человека, благодаря которым он «участвует» в бытии, с одной стороны, исходят от него самого, из сути его бытия, с другой – возможность «участвовать» человек получает от Чистого Акта, т.е. Бога. Партиципация (причастность, участие) выступает в «философии духа» как метафизическая связь человека с Богом и фундаментальное условие человеческого существования. Сознание человека также существует и функционирует только благодаря своей связи с Абсолютным Бытием. Как утверждает Луи Лавель, человек, анализируя свой субъективный мир, сознаёт себя как существующего и активно действующего в мире (отсюда философ делал вывод, что бытие является тождественным действию, или акту). Однако в отличие от Рене Декарта с его принципом «мыслю, следовательно, существую», рассматривавшим и объяснявшим отношение мышления к бытию индивида, а не отношение индивида к действительности, Луи Лавель акцентирует внимание на экзистенциальных, иррациональных моментах самосознания и утверждает, что путём анализа самосознания человек приходит не к познанию реальной действительности, а к объяснению феномена духа – Абсолютного Бытия. «Философия духа» характеризуется Луи Лавелем как оптимистическая теория, преодолевающая антиномии бытия и сознания. Индивидуальной воли и абсолютной свободы, созерцательности и активности. Однако оптимизм этой теории, по мнению исследователей, носит спекулятивный характер, поскольку «опыт бытия» Луи Лавеля представляет собой чисто духовный опыт, в котором человеческая сущность реализуется преимущественно в стремлении к Богу. В рамках практической философии Луи Лавель создаёт аксиологию как учение о ценности, благе и идеале, а также этику как учение о взаимосвязи человека с окружающим его миром, выделяя несколько уровней в этом взаимоотношении («Я»–«Я», «Я»–«Другой», «Я»–«Бог»). Здесь для исследователей ощутимо влияние экзистенциализма: бытие индивидуальной личности Луи Лавель характеризует как экзистенцию, определяя её как становящееся, изменчивое бытие, находящееся в ситуации постоянного выбора. Важнейшие черты личности – деятельный, активный её характер и свобода. Свобода для философа является той сферой человеческого духа, которая, позволяя человеку соприкасаться с Богом, вместе с тем замыкает его во внутреннем мире: человек должен принять внешние условия, посылаемые ему судьбой, и, повернувшись лицом к Богу, стать внутренне свободным. Сочинения: «De l'être» (1927 г.); «La dialectique de l'eternel present» (1927–1945 гг.); «La presence totale» (1934 г.); «De l'acte» (1937 г.); «La parole et l'écriture» (1942 г.); «La philosophic francaise entre les deux guerres» (1942 г.); «Du temps et de reternite» (1945 г.); «Introduction a L'ontologie» (1947 г.); «Les puissances du moi» (1948 г.); «De l'âme humaine» (1951 г.); «Tratte des valeurs» (1951– 1955 гг.).



 
PR-CY.ru