ЛАВЕЛЬ Луи

ЛАВЕЛЬ Луи (1883–1951 гг.) – французский католический философ, один из основателей (наряду с Рене Ле Сенном, 1882–1954 гг.) разновидности неоавгустинианства, глава школы «философии духа» в современном неоавгустинианстве.  В 1909 г. получил звание доцента кафедры философии и преподавал в лицее Страсбурга, Сорбонском университете, а также в Colleg de France. В 1934 г. учредил (совместно с Рене Ле Сенном) издательство «Философия духа» и опубликовал «Манифест», в котором изложил свою программу спиритуалистического обновления католической философии. Основная идея «Манифеста» – возрождение «чистой» метафизики как учение о глубинных основах и источниках бытия, которые следует усматривать в духе. Дух определяется им как «единственная деятельность в полном смысле этого слова», как активное и независимое начало и как «самосознание, способное постичь себя в процессе собственной деятельности». Философия духа мыслится как всеохватывающая система, призванная объяснить и описать все сферы его деятельности, от низших до высших. Она подразделяется на теоретическую и практическую. Методом философии духа выступает диалектика, которая рассматривается как путь, посредством которого индивид, поднявшись над цепью причинно-следственных связей мира феноменов, погружается в сердце бытия и непосредственно познаёт его смысл. Её этапами выступают рефлексия, назначение которой состоит в приведении человека к единому источнику всего сущего – Богу, и анализ, постигающий воплощение мысли в существовании, в частности, в материальном мире. Открытие – механизм осуществления познания. Сознание интенционально, т.е. направлено на данность, материальный мир. Однако истинное познание должно быть направлено не столько на материальный мир, сколько на порождающую его духовную причину. Это дело интуиции, выступающей в качестве первоначального и фундаментального онтологического опыта. Одно из важнейших понятий философии духа Луи Лавеля – понятие бытия, которое определяется как нераздельное единство субъекта и объекта, открывающееся человеку в иррациональном «чистом опыте». Единое и универсальное Бытие, по Луи Лавелю, – это бесконечно развивающиеся возможности, постоянное саморазвитие и самопорождение, выражаемое в понятии акта. Взаимодействие индивидуального «Я» с универсальным Бытием рассматривается как партиципация (причастность, участие) – взаимодействия индивидуального «Я» с универсальным бытием: Бог творит ex nihilo, т.к. Он творит духовную сущность человека, призывая человека к соучастию и предоставляя человеку условия для реализации какой-либо из бесконечного числа возможностей.

 



 
PR-CY.ru