ЛЕВ - Страница 3

Положение о замене ветхого закона новым неоднократно приводится Львом, однако это не мешает ему ссылаться на Пятикнижие, говоря о запрете есть удавленину. Также Лев упрекает последователей западного обряда в том, что они поют на литургии «Аллилуия» и «Бог Господь и явися нам» в дни Великого поста. В заключении основной части послания, резюмируя вышесказанное, Лев просит оставить обычай употребления опресноков «для безбожных иудеев», а употребление удавленины – «для неверующих и варварских язычников». Иудеев же он сравнивает со слепцами, которые оставили свет и пребывают в тени неразумения. Посему он призывает оставить закон для них и прийти к свету истины. В конце послания Лев просит епископа Иоанна Транийского прочитать это письмо вместе с паствой несколько раз, чтобы исправить обычаи, а также перевести письмо на латынь и разослать епископам в Италии. Кроме того, Лев обещает дополнить это послание вторым для изъяснения основ христианского вероучения. Несмотря на критику, тон письма Льва дипломатичен. Он никак не намекает на возможность разрыва отношений, а отступления латинян считает лишь заблуждениями, которые пришли в Западную церковь от иудеев и варваров. Римского папу Лев именует «почтеннейшим», а епископа Иоанна Транийского и всех франков – «людьми Божиими». Собственно богословские и церковно-политические вопросы (Filioque, примат Римского престола) в послании не затрагиваются. В Римской курии письмо Льва вызвало большой интерес; его перевёл на латынь кардинал Гумберт. В конце 1053 или начале 1054 г., вероятно, также Гумбертом, был составлен на него ответ («Libellus») от Римского папы Льва IX на имя патриарха Михаила I Кирулария и Льва. В папском послании патриарху Михаилу I Кируларию Лев назван «клеветником Церкви», который появился спустя 1020 лет после Страстей Спасителя. Впрочем, большинство исследователей считают, что это резкое по тону папское послание не было отправлено в Константинополь. Наиболее значительным откликом на письмо Льва стал составленный тогда же в Римской курии «Диалог», в котором содержится вольная интерпретация письма Льва условными персонажами, греком и латинянином; обвинения Льва отвергаются. «Диалог» был отправлен в Константинополь и в последующие месяцы 1054 г. использовался обеими сторонами в полемике. Сохранились также два других послания Льва, написанные, по мнению исследователей, в первой половине 1054 г. В них содержатся разъяснения к первому посланию, частично повторяющие его содержание. Лев сравнивает латинян, использующих опресноки, уже не только с иудеями, но и с армянами. По его мнению, опресноки символизируют Моисеев закон Ветхого Завета и должны уйти из употребления с торжеством закона Спасителя (следов использования этих посланий Льва в церковной полемике не сохранилось).



 
PR-CY.ru